В чем летают летчики

Андрей Фомин 13 сентября 2016 г

Военных летчиков в России готовят в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков. Герой Советского Союза А. К. Серов (с августа 1998 г по июль 2004 г именовался Краснодарским военным авиационным институтом, с ноября 2010 г по октябрь 2012 г. — филиалом, а затем, до июля 2015 г., структурным подразделением Военного учебно-научного Центр ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина). Подготовка курсантов продолжается в течение пяти лет, причем первые три года в Краснодаре, а четвертый и пятый курсы в зависимости от специализации по видам авиации , в Армавире (истребители), Борисоглебске (штурмовики и фронтовые бомбардировщики) и Балашове (дальние, морские противолодочные и военно-транспортные).

Курсанты непосредственно приступают к летной подготовке в конце третьего года обучения — после прохождения основного объема теоретических дисциплин и занятий на тренажерах. Полеты на этом этапе (начальная летная подготовка) осуществляются на самолетах Л-39С на учебных аэродромах в Тихорецке, Котельниково и др. по их результатам курсанты распределяются для дальнейшего обучения в зависимости от выбранного рода авиации. Будущие истребители на четвертом и пятом курсах проходят летную подготовку на учебных авиабазах в Армавире и Майкопе, будущие штурмовики и фронтовые бомбардировщики — в Борисоглебске и Мичуринске, летчики дальней, морской и транспортной авиации — в Балашове и Ртищево.

Для базовой летной подготовки будущих пилотов боевых самолетов используются те же Л-39С (пилоты тяжелых машин учатся на Л-410), для повышения квалификации до недавнего времени использовались только «спарки» с боевых самолетов — МиГ-29УБ и Су-25УБ (для «перевозчиков» — Ан-26). Использование «настоящих» истребителей и штурмовиков для повышения квалификации приводило к значительным затратам топлива и летной годности, а также к преждевременному истощению их ресурса. В то же время основной тип учебно-тренировочных самолетов отечественных ВВС Л-39С все больше устаревает — как морально, так и физически: последние их поставки в нашу страну были осуществлены еще в 1990 г. В связи с этим проблема Перестройка системы подготовки военных летчиков уже давно назревала и создание новых — современных, эффективных и экономичных — учебно-тренировочных самолетов.

Первым — и уже реализованным — шагом в этом направлении стала разработка и поставка на учебные аэродромы Армавира и Борисоглебска учебно-боевого самолета нового поколения Як-130, взявшего на себя основную часть повышения летной подготовки летчиков-истребителей, штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Однако вопрос о более дешевом новом самолете для базовой летной подготовки остается открытым, поэтому пока необходимо провести мероприятия по продлению срока службы и частичной модернизации имеющихся «состарившихся» L-39C. При этом усилена роль обучения на современных авиатренажерах, а часть задач базовой подготовки передана новому учебно-боевому Як-130.

Фактическое отсутствие нового базового учебно-тренировочного самолета, который должен был стать преемником L-39C, побудило небольшое частное российское конструкторское бюро — КБ САТ — разработать по собственной инициативе и предложить Министерству обороны собственный проект аналогичного самолета машина, получившая название СР-10. Демонстратор СР-10 проходит летные испытания с конца прошлого года и уже вызвал некоторый интерес со стороны потенциального заказчика, но пока конкретных решений о закупке Минобороны не принято (подробнее об проект СР-10, интервью с главным конструктором см в этом выпуске).

Стоит отметить, что впервые задача создания нового учебно-тренировочного комплекса (УТК) для замены самолетов Л-39 в системе подготовки отечественных военных летчиков была озвучена весной 1990 г. ВВС СССР маршал авиации Ефимов. А осенью того же года было сформулировано первое тактико-техническое задание на такой комплекс, и в январе 1991 года оно было направлено потенциальным участникам конкурса — в ОКБ. А.И. Микоян, ОКБ им. НА. Сухого, ОКБ им. В КАЧЕСТВЕ. Яковлева и на ЭМЗ им. ВМ Мясищев. В конце 1992 года для строительства и испытаний были отобраны два проекта — «Яковлевский» и «Микояновский». Однако объема финансирования, выделенного в те годы заказчиком, было явно недостаточно для продолжения работ по программе. При этом в 1993 году и яковлевцам, и микояновцам удалось заинтересовать зарубежных партнеров своими проектами новых учебно-боевых самолетов и получить одобрение Минобороны на сотрудничество с ними.

Партнер ОКБ им. В КАЧЕСТВЕ. Яковлева была итальянская компания Aermacchi, а их совместный проект с перспективным учебно-тренировочным самолетом получил название Як/АЕМ-130. В 1994 г началось строительство демонстрационного самолета Як-130Д, который в июне 1995 г., еще до первого полета, был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Ле Бурже. Первый полет на Як-130Д совершил 25 апреля 1996 года в Жуковском летчик-испытатель Андрей Синицын.

В качестве силовой установки демонстрационного самолета использовались два двухконтурных ТРД РД-35 (ДВ-2С) тягой по 2200 кгс, являющиеся модификацией двигателя ДВ-2 словацкого производства, адаптированной фирмой «Климов» для использования на самолете Як-130Д (первоначальный ДВ-2 разработан ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко для установки на новые чешские учебно-боевые самолеты Л-39МС, в 1990 г прошел госиспытания и передан в серийное производство в словацкая компания Povazske Strojarne).

Всего при летных испытаниях Як-130Д, проведенных в России, Италии и Словакии, в 1996-2002 гг. Было проведено ок. 450 полетов. Сотрудничество с итальянскими партнерами по проекту Як/АЕМ-130 продолжалось до 1999 г., после чего из-за различий в требованиях национальных ВВС к перспективному учебно-тренировочному самолету каждая из сторон приступила к разработке программы самостоятельно. На базе приобретенного в КБ. В КАЧЕСТВЕ. Согласно документации Яковлева, итальянцы приступили к разработке и строительству собственного учебно-тренировочного самолета М-346, а яковлевцы продолжили работы по созданию учебно-боевого Як-130 для ВВС России.

Самые крутые пилоты трюки и фигуры высшего пилотажа

В конце 2000 года Минобороны России ликвидировало ОКБ. В КАЧЕСТВЕ. Яковлева, договор на разработку и постройку опытной группы из четырех учебно-боевых самолетов Як-130 на НАЗ «Сокол.

Как стать летчиком истребителем

«Российская» версия Як-130 заметно отличается от испытываемого демонстратора Як-130Д. В первую очередь это связано с изменением назначения самолета: Як-130 из учебно-тренировочного превратился в учебно-боевой. Заметно изменилась передняя часть фюзеляжа: деталь стала более круглой, что предполагает возможность установки в будущем бортовой радиолокационной станции. На концах крыла появились дополнительные пилоны для подвески ракет класса «воздух-воздух» ближнего боя или контейнеров с средствами радиоэлектронного противодействия.

Аэродинамическая схема самолета была существенно оптимизирована: он стал короче, площадь крыла и центроплан уменьшились. Компоновка стала более «плотной», а масса конструкции уменьшилась. Важным отличием стало использование новых двигателей АИ-222-25 тягой 2500 кгс, серийное производство которых освоил московский завод «Салют». На Як-130 была установлена ​​интегрированная цифровая электродистанционная система управления, позволявшая в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа моделируемого самолета.

Концепция учебно-боевого самолета предусматривает наличие на нем вооружения, в т.ч. В связи с этим, помимо традиционных бомб калибром до 500 кг и неуправляемых реактивных снарядов, а также подвесного контейнера СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л, в состав вооружения Як-130 входили ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 с тепловыми головками самонаведения и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр с телевизионным наведением. Общая масса вооружения, размещенного на 9 точках подвески, может достигать 3000 кг.

16 апреля 2002 г учебно-боевой Як-130 был окончательно выбран победителем конкурса Минобороны России на создание нового базового самолета для подготовки российских военных летчиков.

Первый планер Як-130 в будущей серийной комплектации был построен на НАЗ «Сокол» в январе 2004 года и передан ОКБ. В КАЧЕСТВЕ. Яковлева для статических испытаний. Первый летный экземпляр учебно-боевого Як-130 совершил первый полет в Нижнем Новгороде 30 апреля 2004 г., пилотировал машину старший летчик-испытатель ОКБ им. В КАЧЕСТВЕ. Яковлева Роман Таскаев. В 2005–2008 годах на Соколе было построено еще три прототипа. Государственные совместные испытания Як-130 проводились с 2005 года и завершились в 2009 году.

В 2005 году был подписан трехлетний контракт с НАЗ «Сокол» на производство начальной партии из 12 серий Як-130, которые были поставлены ВВС России в 2010-2011 годах. Сначала пятеро из них поступили в Центр боевой подготовки в Липецке, а затем вместе с остальными были переведены в Центр боевой подготовки в Борисоглебске.

В 2006 году к строительству Як-130 присоединился Иркутский авиационный завод корпорации «Иркут», с 2011 года он стал поставщиком всех самолетов Як-130 для Минобороны России и на экспорт. В декабре 2011 г был подписан контракт между Минобороны России и корпорацией «Иркут» на поставку ВВС России 55 учебно-боевых самолетов Як-130, а в 2013 г еще 12. Поставки по этим контрактам были успешно завершены в период 2012-2015 гг. В апреле 2016 г был подписан контракт с Минобороны еще на 30 самолетов Як-130 с поставкой в ​​течение 2016-2018 гг. На сегодняшний день на учебной авиабазе в Борисоглебске несут службу более четырех десятков Як-130, в Армавире — три десятка. Первая группа курсантов выпустилась на Як-130 в Борисоглебске в 2013 году, тренировочные полеты на Як-130 курсантов четвертого курса в Армавире начались в 2016 году.

С 2011 года самолеты Як-130 производства корпорации «Иркут» поставляются на экспорт. В 2011 г реализован заключенный в 2006 г контракт на поставку 16 таких машин в Алжир. В 2015–2016 годах выполнен контракт на 16 самолетов для Бангладеш. Весной 2015 года первые четыре Як-130 получила Республика Беларусь, заказавшая еще четыре таких машины в августе прошлого года (первая из которых отправилась заказчику в сентябре 2016 года). В корпорации «Иркут» отмечают, что серьезный интерес к Як-130 проявляют и некоторые другие государства постсоветского пространства. В частности, главнокомандующий Войсками ПВО РК Нурлан Орманбетов заявил о намерении закупить партию Як-130 в мае текущего года, что считает эту проблему практически решенной.

По данным СМИ, в июне 2015 года Мьянма заказала не менее десятка Як-130 (поставки могут начаться в этом году). «Иркут» имеет несколько экспортных контрактов на самолеты Як-130 с рядом стран Ближнего Востока, но из-за нестабильности в регионе их реализация отложена на более поздний срок.

#Читайте дальше будет интересно

Печатная версия материала опубликована в журнале «Взлёт» №10/2016

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта quality21.ru — надеемся вам понравилась эта статья и вы поделитесь ею в социальных сетях!