Рост от junior до middle: как развиваться самому, а не плыть по течению рабочих тикетов? Отвечают менторы Solvery

Рост от junior до middle: как развиваться самому, а не плыть по течению рабочих тикетов? Отвечают менторы Solvery

Чем отличается джуниор от посредника, как ориентироваться в классах (джуниор-средний-старший), от чего зависит стаж, можно ли вырасти с помощью наставника за 4-6 месяцев или быстрее? С этими и другими вопросами мы обратились к менторам Solvery.

Как ориентироваться в оценках?

Оценки чаще всего применяются только в рамках конкретных задач и конкретных компаний. Если для одной компании вы посредник, то для другой вполне можете быть джуниором, даже в рамках одних и тех же технологий. В общем, мое личное мнение, что эти оценки совершенно бесполезны и никак не отражают реальный опыт, когда они выходят за рамки одной компании.

Я думаю, что оценки в какой-то степени облегчают жизнь в IT. Представьте, что оценок нет, это просто усложнит всем жизнь в ИТ-компаниях, как мне кажется. Да, в разных компаниях разные стандарты, но есть определенные сегменты компаний, где понимание оценок схоже.

Рост от junior до middle: как развиваться самому, а не плыть по течению рабочих тикетов? Отвечают менторы Solvery

Мое видение оценок (кратко):

  • Джуниор — увеличивает энтропию, мало что делает сам, требует поддержки от старших коллег, тратит время старших/менеджеров, выглядит очень узко: есть задача — выполняем задачу.
  • Средний — сохраняет энтропию, уже может что-то делать сам, обращается к старшим, но реже, на серьезных проблемах, начинает видеть картину немного шире, чем младший.
  • Senior — снижает энтропию, видит проект в целом, понимает бизнес-задачу, сам может справиться с задачей.

В чем разница между младшим и средним?

Из младшего в средний — это, вероятно, самый простой путь, который занимает шесть месяцев с программой наставничества.

Если посмотреть на градации, то в принципе можно выделить несколько основных блоков:

Общие — Информатика (большой-О, структуры данных — обычно дорастает до среднего уровня для инженеров, так как уже не нужен), Программная инженерия (все области знаний описаны в SWEBOK, развивается по мере освоения профессии + процессы создания ПО), Архитектура программного обеспечения (от абсолютного 0 до целого).

Технический домен — front/back/data/devops/etc. — основное место приложения усилий по изучению техники. Сюда входят основной язык программирования (чем дальше от июня, тем их больше, хоть какой-то баш добавляется и т.д.), фреймворки + общепринятые практики внутри технологического домена. Например, бэкенд-разработчик дополнительно прокачивает навыки работы с базами данных и т д. Также нужно смотреть, как рынок и компания понимают инженеров.

Сфера бизнеса — насколько человек может общаться и создавать решения для конкретной сферы бизнеса, насколько он может накладывать ограничения на решения. Например, нет смысла беспокоить специалиста по электронной коммерции вопросами конфиденциальности, а специалиста по Life Science — SEO-оптимизацией.

Обычно они идут так:

Junior to Intermediate — технический домен, General до необходимого уровня, в основном история больше про хард скиллы.

Intermediate to Senior — техническая область + General для продвинутых тем (планирование, оценка и т д.) + Processes + Architecture + soft skills для презентации, защиты технических решений и т д.

Senior to Lead — путь в TechLead или TeamLead выбран и в фокусе уже находятся более узкие области компетенций для развития, которые в первую очередь нужны компании. Например, техлид может быть и архитектором на проекте, и техническим специалистом на пресейле.

Ведущий + — только руководство, потому что уже сложнее составлять планы развития.

Компромиссов при оценке уровня много, так как будут отклонения в процессах на одном и том же собеседовании. Проблемы заключаются в выведении общей оценки, так как одни баллы могут быть значительно выше, другие ниже.

Умение не впадать в ступор при виде сложной задачи отличает специалиста от новичка. А как эта разница заявлена ​​- ранг, должность или что-то еще — не важно. Ну да, подразумевается определенный уровень компетентности в этой задаче, а не голый энтузиазм.

Рост от junior до middle: как развиваться самому, а не плыть по течению рабочих тикетов? Отвечают менторы Solvery

Как быстро прокачаться с уровня junior программиста до middle.

Получается, что не нужно ждать 2 года, чтобы вырасти из джуниора в посредника, это история про хард скиллы, которые достаточно быстро развиваются?

Станислав Усольцев:

Да, с постоянным наставником/супервайзером. Если Джун только работает над проектом, и им никто не занимается, то 2 года мало.

Обычно между уровнями обучения проходит 2-3 года. С наставником в младших классах дело идет гораздо быстрее. Наставничество также очень хорошо работает с опытными профессионалами, которые стали «июньскими», потому что сменили сферы деятельности. Там тоже подъем очень большой и человек может выступать на среднем уровне в течении пары месяцев.

Дамир Шагаев:

Можно ли дорасти до середины года, убрать кучу встреч, ненужных разговоров, уточнений требований и т.п.?

Станислав Усольцев:

Frontreview #17 Как быстро вырасти от junior до middle?

Джун может войти в очень интенсивный проект без условностей по 6 часов в день, где придется работать больше. Или работать над двумя проектами одновременно, или над одним рабочим проектом и фрилансить несколько. Это приведет к сокращению периода роста до середины. Любая деятельность, где вам приходится принимать множество технических решений, также значительно сокращает продолжительность вашего обучения. Например, студенты, которые день и ночь активно «видели» стартап, по своим навыкам очень быстро догоняют средний, а иногда и старший, в отличие от тех, кто сидит в компании по 6 часов в день на конвенциях по 10 годы.

Нужно измерять не поток билетов, а то, сколько ошибок сделал человек и принял решение. Ведь если закрыть 1 000 000 тикетов на изготовление кнопок, это не то же самое, что закрыть 1 хороший Эпик.

Дамир Шагаев:

Можем ли мы (как наставники) создать ситуации, когда человеку приходится принимать много решений? И каждое решение будет его не просто обучать, а максимально подготавливать к производству?

Станислав Усольцев:

Можно. Нужно просто знать, с какими проблемами сталкиваются посредники, что они решают в нашей компании, да и просто продвигать человека с помощью пет-проектов, слежки и работы с ментором над проектом — так процент обратной связи увеличивается в разы.

В заключение хотелось бы сказать, что в других статьях мы обязательно продолжим обсуждение подобных тем. Большое спасибо менторам Solvery, принявшим участие в обсуждении:

Данила Евграфов — технический директор, ведущий разработчик Zvonobot

Александр Васильев — руководитель группы по науке о данных, наставник и тренер по науке о данных в avasilev.me

Станислав Усольцев — Менеджер по разработке программного обеспечения в Quantori

Дамир Шагаев является инициатором обсуждения, благодаря которому возникла тема. Разработчик в Яндекс.