Принципы планирования

При разработке плана руководствуются определенными принципами (основными правилами), создающими предпосылки обоснованности и оптимальности плановых показателей для успешной, надежной и долгосрочной работы предприятий. В научной и учебной литературе большое внимание уделяется принципам планирования и их характеристикам. В данном учебнике на основе обобщения ряда литературных источников табл. 1, где представлены основные принципы и их содержание.

Основные принципы планирования

п/п

Принципы

планирование

Содержание

Научный подход к обоснованию плановых показателей

При обосновании планов необходимо использовать современные методы планирования; учитывать законы рынка и их проявление в конкретной конкурентной среде; достижений науки и техники. План должен быть инновационным

Этот принцип реализуется:

  • а) последовательная разработка новых планов по окончании планов предыдущих периодов;
  • б) скользящее планирование — после части периода планирования составляется уточняющий план, где горизонт планирования увеличивается, а на оставшийся период план может быть откорректирован в связи с появлением ранее непредвиденных изменений во внешней среде;
  • в) преемственность планов на разные временные горизонты: стратегический план конкретизируется в среднесрочной перспективе, а в среднесрочной — в текущей

Простой способ планирования

Эластичность и гибкость

Адаптация исходных планов к изменившимся условиям деятельности объекта планирования осуществляется путем:

  • а) введение плановых резервов по основным показателям;
  • б) применение любого (если таковое имеется) планирования для различных ситуаций и распределения данных;
  • в) использование планов адаптации с учетом новых изменений во внешней среде;
  • г) использование альтернативных планов

Единство и цельность

Это достигается тремя основными способами:

  • а) наличие общей (единой) финансовой цели и взаимодействие между всеми структурными подразделениями предприятия на уровнях горизонтального и вертикального планирования;
  • б) все связанные частные планы структурных подразделений и направлений деятельности предприятия (производства, сбыта, кадров, инвестиций и т д.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план его социально-экономического развития;
  • в) включение в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия эффективных решений

Точность и детализация

  • а) любой план должен быть подготовлен с достаточно высокой степенью точности для достижения цели;
  • б) при переходе от оперативных краткосрочных к среднесрочным и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут быть сведены к определению лишь основных целей и общих направлений развития предприятия;
  • в) цели планирования должны иметь количественную определенность и размерность
  • а) затраты на планирование должны быть пропорциональны получаемым от него выгодам;
  • б) вклад планирования в эффективность определяется повышением качества управленческих решений
  • а) на всех этапах планирования должен быть обеспечен выбор наиболее эффективных вариантов развития предприятия и его структур;
  • б) выражается в максимизации прибыли и других показателей деятельности предприятия и минимизации затрат при предсказуемых ограничениях

Достигается тремя способами:

  • а) деталировка планов «сверху вниз»;
  • б) консолидация планов «снизу вверх»;
  • в) частичное делегирование полномочий по вертикали управления.

Выделяет ведущую ссылку

  • а) ограниченность ресурсов обеспечивает выделение приоритетов развития и целевое, полное финансирование выявленных приоритетов;
  • б) дифференциация денежных потоков по приоритетным направлениям развития

Чем больше структурных единиц и уровней управления бизнесом, тем эффективнее разрабатывать их планы одновременно и во взаимодействии. Система планов должна охватывать все структурные уровни предприятия и все виды хозяйственной, финансовой или иной деятельности

Существуют и другие принципы планирования. Например, по мнению А. Файоля и Р. Акоффа, основными принципами планирования, формирующими цели, задачи и функции планирования, являются: единство, преемственность, гибкость, точность, участие. Здесь самостоятельное значение имеет принцип участия, то есть вовлечение сотрудников компании в выработку наиболее эффективных плановых решений. Некоторые авторы отдельно выделяют принцип сбалансированности и пропорциональности, суть которых заключается в балансе или методологической связи потребности в ресурсах и возможностей их получения, а также синхронизации развития отдельных видов деятельности и возобновления ресурсов.

Каждый из принципов реализуется с использованием определенного механизма разработки планов, методов и логики подкрепления плановых показателей. Например, наиболее эффективный принцип планирования — непрерывность — достигается за счет механизма контроля и приспособления плановых показателей и темпов развития к изменениям внешней среды; задание ведущего звена наиболее полно осуществляется с помощью комплексных целевых программ; сложность — при использовании бюджетирования по структурным подразделениям и видам деятельности.

Дифференциация принципов планирования зависит от вида плана, цели развития предприятия, а также от конкретных условий деятельности предприятия, к которым относятся:

  • — формы организации материальных потоков как внутри компании, так и вне ее (купля-продажа товаров и услуг);
  • — способы формирования денежных потоков с учетом принятых на предприятии принципов бухгалтерского учета;
  • — динамика цен и ее влияние на объект планирования (все показатели плана приведены в сопоставимом виде с учетом индекса изменения цены и коэффициента дисконтирования);
  • — характер конкуренции и доля компании на рынке (сегменте рынка);
  • — ресурсный потенциал компании и возможность привлечения дополнительных ресурсов.

В зависимости от условий деятельности, решаемых задач, а также видов планов различают принципы расстановки приоритетов, формирующие системность и обоснованность планов. Но при этом все принципы используются в комплексе и дополняют друг друга, что обеспечивает обоснованность решений по тому или иному замыслу.

Основные принципы планирования тесно взаимосвязаны и в конечном итоге ориентируют предприятия на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов. Они определяют содержание и направление плановой работы на всех этапах обоснования планов и их последовательной реализации.