Что такое Мотивация

Поскольку психологи не могут договориться об общих определениях основных понятий, не будет большой ошибкой сделать следующие предположения (и вообще все, что будет написано ниже по отношению к мотивации и вокруг нее, есть частное мнение об этом процессе, которое может в чем-то совпадать с мнением одних ученых и не соглашаться с мнением других, а в чем-то и наоборот):

Потребность – это, с одной стороны, то, без чего человек не может обойтись, в чем он нуждается (дефицит), с другой стороны, то, к чему он стремится, чем хочет обладать (желание) или чего хочет избежать.

Мотив – это потребность с осознанной целью ее удовлетворения, побуждающая к действию. Другими словами, когда у нас есть потребность, и мы понимаем, как ее можно удовлетворить, и эта цель — удовлетворение этой потребности, имеет для нас ценность и толкает нас к действию для достижения этой цели, тогда у нас есть мотив.

  1. У нас есть потребность, или мы хотим чем-то владеть, то есть у нас есть потребность.
  2. Мы знаем или думаем, что знаем, как удовлетворить эти потребности — у нас есть цель.
  3. удовлетворение этих потребностей имеет для нас большое значение — ценность.
  4. Это подталкивает нас к действию для достижения этой цели – мотивации.

Мотивация представляет собой динамический процесс формирования мотива (Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы» Издательство: «Питер», 2003 г., §4.1).

Мотивацию подразделяют на внешнюю, т е стимулируемую внешними факторами — вознаграждением, наказанием и т п., и внутреннюю. Но вы должны понимать, что в основе мотива лежит потребность в самом широком смысле, как мы определили ее выше, а потребность есть внутренний фактор.

Что УВЕЛИЧИТ твою МОТИВАЦИЮ | внутренняя и внешняя мотивация | откуда берется мотивация

Поэтому внешние обстоятельства могут стать мотивацией только тогда, когда они станут значимыми для человека, то есть станут внутренней мотивацией. Таким образом, если у человека нет внутренней потребности, или он ее не осознает, и вы не смогли сформировать у него эту потребность, или «открыть человеку глаза» на наличие такой потребности и ценность ее удовлетворения для него никакие внешние побуждения не заставят его делать то, что вы хотите.

Так как в основе мотива всегда лежит потребность, то и будем «плясать от печки», то есть от нужды. Потребности делятся на первичные или основные (врожденные) и вторичные (приобретенные).

  1. Материальные — потребность в одежде, пище, жилье, тепле и т.д. Это то, без чего человек не может нормально существовать, прежде всего с физиологической и биологической точки зрения.
  2. Статус – стремление принадлежать к определенной социальной группе или коллективу, быть уважаемым и признанным, любить и быть любимым, иметь семью и друзей, общаться. Эти потребности определяют желаемое (необходимое) положение в обществе.
  3. Личностные – стремление в полной мере реализовать свои таланты, способности, возможности, познавать и познавать окружающий мир, достигать поставленных целей, проявлять себя в творчестве. Эти потребности направлены на формирование человека как целостной самодостаточной личности.

Потребности не имеют жесткой иерархии и строго определенной последовательности удовлетворения. Конечно, чаще всего неудовлетворенные основные потребности оказывают более сильное влияние на мотивы поведения человека, чем неудовлетворенные второстепенные. Но, во-первых, нет закономерности, по которой можно было бы определить, с какого процента удовлетворения первичной потребности у человека начинают возникать вторичные потребности. А во-вторых, это утверждение не является непреложным правилом. Как в истории, так и в окружающей нас действительности мы часто можем наблюдать обратные явления. Таких фактов предостаточно, если оглянуться и порыться в памяти, то легко можно привести с десяток таких примеров.

Что такое мотивация?

Все в этом мире связано. Поэтому совершенно разные потребности могут быть удовлетворены в той или иной степени за счет достижения лишь одной общей для всех цели. В этом случае в каждый конкретный момент (процессы формирования мотивов) один мотив будет доминирующим, а остальные будут его только усиливать. Но в следующий момент все может измениться, и в игру может вступить другой мотив. Это может зависеть и от степени неудовлетворенности тех или иных потребностей, и от сомнений в правильности выбора целей, и от другого.

У человека может быть несколько совершенно разных потребностей одновременно. К тому же потребности не постоянны. Они изменяются, одни усиливаются, другие ослабевают. Одни на время успокаиваются, потом с новой силой напоминают о себе. Некоторые из них были заменены другими более сильными потребностями и не обязательно того же типа происхождения. Поэтому мотивы, которыми руководствуются действия человека, могут меняться и, следовательно, приводить к другим, иногда неожиданным, действиям. Может это человеческий фактор?

провести классификацию типов мотиваций по аналогии с потребностями затруднительно, если не невозможно. Эта классификация может быть весьма условной. Дело в том, что к одному и тому же действию могут привести совершенно разные мотивы.

  1. Вы испытываете чувство голода. Это беспокоит вас. Это важно для вас. Вы включаете механизм поиска возможных решений. Выберите тот, который подходит вам лучше всего. Найти еду. Есть.
  2. Вы не голодны, когда идете по улице. Приятный аромат исходит от вас. На ум приходят приятные образы, связанные с этим запахом. В вас просыпается желание повторить приятные ощущения, которые вы уже испытали. Возбуждается аппетит, но связанный не с чувством голода, а с желанием получить удовольствие от самого процесса. Тогда вы знаете, наконец — вы едите.
  3. Вас пригласили друзья пообщаться, повеселиться в кафе или баре. Вы сыты, но все заказывают — и вам тоже за компанию, чтобы никого не обидеть. В процессе общения от запахов, видов еды, хорошего настроения и т д в вас пробуждается аппетит, или вы просто подражаете своим друзьям, сами того не замечая. Наконец вы едите.
  4. Вы пригласили свою даму в самый дорогой престижный ресторан. К этому решению вас подтолкнуло не чувство голода, а, например, желание укрепить или временно повысить свой социальный статус. Может быть, вы хотели произвести впечатление на даму, или похвастаться перед другими, почувствовать себя богатым, «пустить пыль в глаза». Наконец вы едите.

Ясно, что монистический подход к мотивации неприменим. Мотивация может стимулировать несколько мотивов одновременно. И совсем не обязательно, чтобы некоторые из них не вступали в противоречие друг с другом и не ослабляли друг друга. При создании системы мотивации такие вещи необходимо учитывать.

понимание природы потребностей и их взаимосвязи необходимо для определения того, какие виды мотивации необходимо использовать в тех или иных случаях.

С управленческой точки зрения мотивация должна быть направлена, с одной стороны, на быстрое устранение нежелательных мотивов поведения человека, а с другой стороны, на стимулирование мотивов, способствующих достижению цели управления.

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта quality21.ru — надеемся вам понравилась эта статья и вы поделитесь ею в социальных сетях!