Виды продукции по назначению

В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, включающей в себя множество показателей качества. В статье мы разберем самые важные показатели качества и способы их измерения.

Что такое показатели качества продукции

Показателем качества является наличие определенного количества свойств и характеристик товара, входящих в качество. С экономической точки зрения важны только те, которые обеспечивают конкурентное преимущество на рынке.

С точки зрения потребителя качество – это совокупность характеристик, удовлетворяющих его потребности. Эти характеристики должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.

Факторы, влияющие на качество продукции:

  • использование современных технологий;
  • уровень производства, обеспечиваемый компанией;
  • качество используемого оборудования;
  • свойства используемых материалов и комплектующих;
  • квалификация сотрудников;
  • организация рабочего процесса (стимулирование и мотивация труда сотрудников);
  • интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.

Для достижения качественных показателей необходимо учитывать все аспекты работы.

Классификация показателей

Для оценки качества товара необходимо выбрать из ряда характеристик наиболее важную. Для этого рассмотрим их классификацию.

Показатели можно классифицировать по предмету изучения:

  • Единые критерии. Позволяет оценивать отдельные свойства.
  • Сложный. Помогает составить мнение о совокупности характеристик.
  • Обобщенный. Рассмотрим набор объектов.

Показатели можно разделить на группы:

  1. Эргономичный. Оцените пригодность продукта для человека.
  2. Безопасность. Учитывайте вероятность безопасной эксплуатации при использовании изделия.
  3. экономический. Оценить расход сырья, материалов, топлива, энергии.
  4. Эстетически. Включает в себя качество дизайна продукта.
  5. Эффективность. Определите, насколько продукт способствует решению задач, для которых он предназначен.

Оценка качества может различаться на разных этапах жизненного цикла товара:

  1. До начала производства ожидаемую производительность можно назвать прогнозной.
  2. После завершения планирования ожидаемые значения можно назвать расчетными значениями.
  3. На этапе создания используются производственные показатели.
  4. Эксплуатационные характеризуют использование произведенных товаров.

По месту в жизненном цикле

Каждый продукт существует в рамках своего жизненного цикла, который включает в себя следующие этапы.

Начальный период

Этап начинается с новой идеи, которая была тщательно проанализирована с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. На этом этапе привлекательность нового продукта для потребителей оценивается объективно путем проведения маркетинговых исследований. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.

Внедрение в производство

Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы продукта. Сначала изготавливаются образцы, затем начинается массовое производство. С помощью маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках продукта. При необходимости внести изменения в производство и реализацию продукции.

Создание рынка и дальнейшие этапы

На данном этапе особенно важны вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам. Они определяют стратегию развития продаж. Теперь показатели качества продукции подлежат точному измерению.

По потребительским свойствам

Каждый продукт производится для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:

Штангенрейсмас ➤ Устройство и назначение ➤ Классификация по видам и типам

  • Функциональная полезность. Соответствует продукту функции.
  • Безопасность в использовании. Изделие должно исключать возможность аварий и не выделять вредных для здоровья и окружающей среды веществ.
  • Удобство. При использовании продукта человек должен чувствовать себя комфортно.
  • Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.
  • Надежный. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.

Технические показатели качества продукции

Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.

Конструктивные

К данной категории качества продукции относятся функции технической единицы объектов. Например, общие размеры, наличие определенных комплектующих, использование различных технических решений.

Показатели состава и структуры

Это говорит о наличии химических веществ в продукте. Например:

  • процент некоторых добавок в стали;
  • массовая доля сахара в продуктах;
  • количество серы, содержащейся в коксе.

Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.

Использование сырья

Следует обратить внимание на особенности производственного процесса: какое сырье, материалы и комплектующие используются. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивается уровень затрат.

Экономические показатели

экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, выручку и другие характеристики. Для оценки преимуществ производства необходимо изучить следующие показатели:

  • Доход. Насколько прибыльный бизнес.
  • Статья расхода. Они связаны с производством, продажами, послепродажным и гарантийным обслуживанием.
  • Оптовые и розничные цены.

При продаже важны не только затраты производителя, но и покупателя товара. Последний, определяющий рентабельность покупки, будет оценивать общие затраты, к которым относятся: цена покупки, стоимость расходных материалов, покупка запчастей, ремонт, оплата обучения, эксплуатационные расходы, утилизация. Чем ниже общая стоимость, тем привлекательнее продукт.

По применению для оценки

При использовании критериев качества важно, как они оцениваются. Индикаторы делятся на следующие группы:

  • Основные критерии. При оценке определенного вида продукции они берутся за основу.
  • Родственник. Они оцениваются по отношению к фиксированной стоимости.
  • Определение. Показатели используются для принятия окончательного решения на их основе.

По количеству характеризуемых свойств

При изучении свойств получается большое количество полезной информации о продукте. Но наиболее важны показатели, которые служат основой для принятия решений. Обычно для этого покупателю необходимо знать несколько параметров. Индикаторы делятся на следующие категории:

  • Одиночные индикаторы. Например, при покупке компьютера вас может интересовать объем установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую следует учитывать.
  • Комплексные индикаторы. Рассмотрим совокупность нескольких свойств одновременно. Например, при покупке роутера покупателя может интересовать, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. Однако он будет считать важным именно это, а не количество частотных диапазонов.
  • Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, вы можете оценить его свежесть, не интересуясь подробностями его состава.

Иногда можно рассматривать интегральное свойство. Он сложен, но он также оценивает взаимосвязь между полученными выгодами и понесенными затратами.

По возможности оценки

При определении значения данного показателя качества возможны следующие ситуации:

Контроль качества продукции ➤ Что это и как организовать?

  • Параметр является количественным. Такие данные позволяют точно оценить товар.
  • Значение является случайным. Такая ситуация возникает, если мы рассматриваем количество ошибок за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать оценку вероятности. Для этого используют методы теории вероятностей.
  • Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Имеется в виду, например, оценка, данная дегустатором.

Могут быть ситуации, когда нет объективных данных для проведения оценки. Например, такая ситуация может возникнуть при оценке долговечности товара, который только недавно вышел на рынок.

Методы измерения показателей качества

Чтобы произвести точную оценку товара, можно воспользоваться следующими методами:

  • Измерение. Использование специального оборудования и приспособлений для объективного получения точных значений. Результат определяют в соответствующих единицах измерения: кг, м, л, Вт и т.д.
  • Регистрация. Метод фиксирует, что происходит с продуктом в течение определенного периода. Например, можно оценить количество ошибок, долю бракованных изделий в партии товаров и т.п. Этот способ является наиболее трудоемким.
  • Оцененный. Позволяет рассчитать показатели, характеризующие качество продукции, на основе имеющихся данных по формулам.

Наряду с точными методами исследования используются субъективные. Это включает:

  • Органолептический метод. Включает описание, основанное на человеческих чувствах. Он использует зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эту процедуру можно использовать, например, для дегустации продуктов. Этот способ удобен тем, что приложение не требует использования дополнительных устройств.
  • Экспертный метод. Решение принимает не один человек, а несколько. Для этого требуется соответствующий уровень квалификации.
  • Метод социологического исследования. Вам нужно узнать мнение большого количества людей. Для этого проводят опросы, заполняют анкеты и другие подобные методы.

Итак, чтобы точно определить значение показателя:

  1. Используйте сводную карту дефектов, ошибок. Для этого создается таблица, куда вносится информация о каждом случае.
  2. Используются прямые изменения свойств.
  3. Показатели взяты из сопроводительной документации.
  4. Корреляционные диаграммы используются для изучения взаимосвязи между параметрами.
  5. Нарисуйте диаграммы причин и следствий, чтобы понять взаимосвязь между показателями.
  6. Проводятся статистические исследования, на основе которых рассчитываются показатели с использованием методов теории вероятностей.

В ряде случаев показатели качества продукции являются средними значениями. Это практично при расчете затрат, рентабельности. Для этого сделайте расчеты по партии товаров, а затем определите среднее значение по каждой группе.

Заключение

Качество товара является важным показателем для бизнеса, так как оказывает существенное влияние на экономику и финансы. Поэтому каждый производитель должен обеспечивать высокое качество своей продукции, чтобы быть конкурентоспособным, удовлетворять потребности покупателя и приносить прибыль организации.

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта quality21.ru — надеемся вам понравилась эта статья и вы поделитесь ею в социальных сетях!