Русская балалайка, музыкальный символ России

40-7-1-1121069

На самом деле никто так и не узнал, откуда произошло название музыкального инструмента, который трогает сердца миллионов людей в мире и который каждому человеку сразу понятно, что речь идет о России.

По одной версии, это слово произошло от татарского «шар», что переводится как «ребенок», по другой, оно имеет чисто русское происхождение и означает: болтать, беседовать, шутить. На самом деле не ясен сам факт появления балалайки на Руси. То ли она пришла к нам от татар под татаро-монгольским игом, то ли балалайка появилась на Руси как некая альтернатива запрещенным церковью и государством музыкальным инструментам, на которых играли отморозки.

В своих речах они часто высмеивали духовенство, и это вызывало негодование со стороны церкви. Наконец патриарх Никон убедил царя Алексея Михайловича (самого тихого) истребить ненавистных головорезов.

Балалайка – музыкальный символ России. 3-я часть

И играли, между прочим, на домре — инструментах с круглым корпусом, и называли их домрой. Так в 1648 году царь издал указ, где было написано: «А где домры и суры и рожки и арфы и всякие роговые сосуды велит схватить и, сломав эти бесовские игры, велит сжечь». Так и сделали: отобрали у бифштексов инструменты, отнесли на Москву-реку и сожгли. Буффонги — угнетение, инструменты — анафема.

И вот балалайка выходит на сцену народной жизни! У нее треугольное тело, и ее внешний вид уже не напоминает запретную домру. И хотя до зарубежных выступлений ей еще очень далеко, для проявления своих незаурядных способностей балалайка завоевала в стране невиданную популярность. Середина 18 века – время триумфа балалайки. Но увы, мы не раз были свидетелями того, как блестящий успех и популярность оборачивались почти полным забвением. То же самое произошло и с балалайкой. Интерес постепенно угасал, и до 19 века мы почти ничего не слышим об этом инструменте.

Балалайка музыкальный символ России

40-7-2-9869598

Иллюстрации музыкальных инструментов предоставлены Российским национальным музеем музыки

Возрождение балалайки напрямую связано с именем Василия Васильевича Андреева. Он родился в дворянской семье 3 мая 1861 года в городе Бежецке Тверской губернии. С детства он любил слушать народные песни в исполнении местных крестьян, а позже проявил любовь к русским народным инструментам.

Посещая городскую ярмарку, Василий Васильевич всегда интересовался игрой на народных музыкантах, часто сам пробовал различные музыкальные инструменты и быстро научился на них играть. Но однажды он услышал, как его наемный рабочий Антип Васильев играет на балалайке. Он взял у рабочего примитивный инструмент и сам попробовал на нем играть. Звук поймал его. Затем в доме аптекаря А. П. Байера он познакомился с предводителем бежетского дворянства А. С. Паскиным, который, помимо всего прочего, был известен еще и как балалайщик-виртуоз. И, послушав его игру, В.В.Андреев навсегда потеряет покой.

Он решает усовершенствовать балалайку и играть на ней в концертах. В разработке новой балалайки примут участие несколько музыкальных мастеров, но окончательный вариант сделает мастер-плотник С.И. Налимов. Современные мастера музыки считают его балалайки эталоном.

20 марта 1888 г в зале Петербургского кредитного общества состоялось первое выступление созданного В. В. Андреевым Кружка балалаечников. Успех был потрясающим! Чуть позже стараниями композитора Н.П.Фомина был создан Великий Русский Оркестр, которым руководил Андреев, которому будет рукоплескать весь мир! А Фомин сочиняет произведения для оркестра и обрабатывает спетые Андреевым мелодии, превращая их в произведения, известные нам как вальсы, мазурки, полонезы В. Андреева. Андреев не имел музыкального образования, он не был по-настоящему профессиональным музыкантом, но был блестящим продюсером, сумевшим собрать вокруг себя талантливых музыкантов и мастеров и создать «новый элемент в музыке». Именно за это Андреева избрали почетным членом Французской академии художеств.

И победа Великорусского оркестра на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и блестящие выступления в разных странах — все это заслуги Андреева. Помимо того, что его стараниями балалайка действительно пошла в народ — на этом инструменте учились играть солдаты царской армии. Да что там говорить, члены царской семьи музицировали на балалайках!

В 1904 году Андреев познакомился с балалаечником Борисом Трояновским. Пораженный виртуозностью музыканта, Андреев предлагает ему стать солистом Великорусского оркестра. Но если Трояновский в основном исполнял народную музыку, то Н. П. Осипов, поднявший исполнительскую эстафету, вышел к зрителям уже с произведениями классиков, представленными на балалайке. Публика была в восторге! Но пока балалаечники играли больше по прихоти, потому что не было профессиональных традиций. А когда Осипов был уже на пике славы, в 1951 году в Москву из Ленинграда приехал молодой Павел Нечепоренко. Именно он принципиально займется исполнением на балалайке. Он даже изучит анатомию рук, чтобы усовершенствовать искусство игры на балалайке. После выступления в Глазго, где он исполнил на балалайке «Фортепианную рапсодию № 2» Ф. Листа, публика взбесилась, а утром одна из газет вышла с заголовком: «Нечепоренко — разрушитель залов! Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР П. И. Нечепоренко создал свою школу игры на балалайке, от которой зависит большинство современных исполнителей.

Сегодня балалайка претерпела лишь некоторые изменения. И не столько в конструктивном плане, сколько в качественном. Современные мастера увеличили модальный диапазон и добились более мощного звучания. Но по-прежнему корпус инструмента сделан из рифленого клена, дека (передняя часть инструмента) — из ели, а гриф — из черного дерева. Но исполнительский уровень современных балалаечников невероятно вырос. Их виртуозность поражает. Кстати, в России игре на балалайке обучают от музыкальной школы до консерватории. Во многих странах, таких как США, Швеция, Франция, Япония, Австралия и других, на этом инструменте играют. Серьезные композиторы пишут для балалайки сложнейшие произведения. Среди них М. Броннер, Э. Подгайц, А. Кусяков и др. балалайка играет не только с народной музыкой, но и с симфоническим и камерным оркестрами. Часто его можно встретить в самых неожиданных музыкальных ансамблях, в том числе и в джазовых проектах.

Балалайка вошла на территорию популярной музыки. Начало эстрадному исполнительству положил гениальный М. Ф. Рожков, включивший в свои программы мелодии эстрадных песен и музыку из кинофильмов. И сегодня молодежь уже использует самые современные звуковые эффекты, фонограммы и даже электрическую балалайку.

Не раз ее преданными поклонниками становились люди, впервые услышавшие балалайку даже не со сцены, а «с глазу на глаз». Потому что, соприкоснувшись с музыкальными вибрациями балалайки, необычайно тонкими и невероятно мощными, душа не может не откликнуться, не может устоять перед наслаждением и всегда будет с нетерпением ждать каждой следующей встречи с волшебным звучанием трех струн. Только три!

40-7-5-9913283

Автор статьи Александр Марчаковский. Заслуженный артист России, известный музыкант и композитор, музыкальный редактор ряда телепрограмм, новатор в формировании оригинального репертуара для балалайки. За годы яркой профессиональной деятельности Александру Марчаковскому удалось выявить специфику, своеобразие и сложность музыкально-исполнительских экспериментов, основанных на лучших достижениях инструментальной традиции.