Пасху — Светлое Христово воскресенье, главный праздник христиан — в этом году православные отмечают 24 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней – столько же, сколько был Христос с учениками после своего воскресения. Первая неделя после воскресения Христова называется светлой или пасхальной неделей.

22-6946962

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу около трех часов дня и был похоронен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа, рано утром, несколько женщин (с ними Мария Магдалина, Иоанна, Саломея и Мария Иакова и другие) несли купленные ими благовония для помазания тела Иисуса. Придя ко гробу, они плакали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» Но камень уже был отвален, и гроб был пуст.

Это видела Мария Магдалина, первая пришедшая ко гробу, и Петр и Иоанн, призванные ею, и жены-мироносицы, как юноша в сияющих одеждах, сидевший у гроба, возвестил воскресение Христа. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, которые один за другим приходили ко гробу.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к жизни вечной со Христом – с земли на небо, о чем возвещается и пасхальное песнопение.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу его божественности, скрытую до тех пор под личиной унижения: позорной и страшной крестной смертью рядом с распятыми преступниками и ворами.

Своим воскресением Иисус Христос благословил и подтвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветная Пасха (Песах) праздновалась как воспоминание об исходе детей Израиля из Египта и освобождении от рабства.

В апостольские времена Пасха соединяла два воспоминания: страдания и воскресение Иисуса Христа. Дни перед Воскресением назывались Страстной Пасхой. Дни после воскресения — Пасха на кресте или Пасха на воскресение.

1111-9399068

Бредишь — Социум (Без конца + Много припева)

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, его праздновали 14-го числа месяца нисана (март-апрель), вне зависимости от того, на какой день недели приходится это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На первом Вселенском соборе 325 года было решено праздновать Пасху везде в одно и то же время на Александрийскую Пасхалию. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской Пасхалии: праздник должен приходиться на воскресенье после еврейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование

С древних времен пасхальная служба совершалась ночью. Подобно богоизбранному народу — израильтянам, бодрствовавшим в ночь освобождения из египетского рабства, христиане не спят в святую предпраздничную ночь светлого Христова Воскресения.

33-4746453

Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится полунощница, на которой священник и диакон подходят к плащанице (полотну, изображающей снятое с креста тело Иисуса Христа) и несут ее к алтарю. Плащаница кладется на престол, где должна оставаться 40 дней до дня вознесения Господня — в память о сорокадневном пребывании Христа на земле после воскресения.

Духовенство снимает свой белый шабаш и облачается в праздничные красные пасхальные одежды. Перед полуночью торжественный звон колоколов — колокольный — возвещает о приближении воскресения Христова.

Ровно в полночь, при запертых царских вратах, клирики на алтаре трижды поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах, и даждь нам на земле благодатное почитание Тя чистым сердцем». И тогда они покидают алтарь и идут с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, вокруг храма крестным ходом, поющим одни и те же стихиры.

Социум

Крестный ход

Это означает шествие церкви к воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, процессия останавливается перед закрытыми дверями, как у входа в Гроб Господень. Звонок прекращается. Настоятель храма и духовенство трижды поют радостный пасхальный тропарь. Тогда священник с крестом и деревянным подсвечником в руках крестится ими у закрытых дверей храма, они отворяются, и все радуются и входят в церковь, где горят лампады и лампады, и все дружно поют: «Христос воскресе из мертвых!».

44-2123853

Заутреня

Затем служат пасхальную утреню: поют канон, составленный св. Иоанном Дамаскином. Между песнями пасхального канона священники с крестами и кадильницами ходят по храму и приветствуют прихожан словами: «Христос воскрес!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

По окончании утрени, после пасхального канона, священник читает «Чин Иоанна Златоуста», повествующий о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме крестят друг друга и поздравляют с прекрасным праздником.

5-9587954

Сразу после утрени служится Пасхальная литургия, где на разных языках читается начало Евангелия от Иоанна (если служит несколько священников).

После окончания праздничной службы православные христиане разговляются – угощаются освященными крашеными яйцами и куличами в храме или дома.

Пасхальные яйца

В христианстве пасхальное яйцо является символом Гроба Господня, где была сокрыта вечная жизнь.

В Палестине могилы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда собирались укладывать покойника.

img_3001-8294837

Предание гласит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, по форме напоминал яйцо. Под скорлупой яйца кроется новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо является напоминанием о воскресении, спасении и вечной жизни Иисуса Христа. Красный цвет, который чаще всего окрашивают в яйцах, означает страдания и кровь Христа.

Первое упоминание о расписных яйцах встречается в рукописи XI века, найденной в библиотеке греческого монастыря св. Анастасии. Согласно рукописи, после пасхальной службы настоятель раздавал братьям освященные яйца со словами: «Христос воскресе!».

По легенде расписное яйцо стало символом Пасхи после чуда Марии Магдалины. Православная Церковь чтит ее как святую апостолов и мироносиц, проповедовавшую о воскресшем Христе в Риме до прихода туда апостола Павла и еще через два года после его отъезда из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина произнесла проповедь римскому императору Тиберию. По старинному обычаю императору принесли дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император ответил, что как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В этот момент яйцо в его руке стало красным.

img_4061-2279203

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. У многих народов яйцо было олицетворением живительной силы. Казалось, что вся Вселенная возникла из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно при приготовлении использовались натуральные красители, прежде всего луковая шелуха. Получить другие цвета можно с помощью крепких травяных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Их измельчали ​​только в сыром виде, и в пищу они не годились. После Троицы их было принято задувать. Крашеное яйцо превратили в птицу, приклеив крылья к скорлупе.

Теперь вы можете раскрасить яйца пищевым красителем или украсить специальными наклейками.

В большинстве стран женщины и девушки красят и красят яйца. Как правило, этому занятию посвящается один из дней Страстной недели — Великий Четверг, Страстная Пятница или Суббота, которая из-за этого называлась "красильной" или "красной».

Католики обычно красят и дарят яйца на Пасху. По традиции они дарят друг другу не только молотые куриные яйца, но и шоколад.

Куличи и Пасха

Это один из древнейших символов воскресения Христа. Кулич похож на артос — особый круглый высокий хлеб с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей — самого Христа.

Пасхальное угощение отражает веру христиан в незримое присутствие воскресшего Господа на их празднике.

Предание гласит, что на совместной молитве апостолы вспомнили Тайную вечерю и причастились Тела и Крови Христовых. А за трапезой первое место за столом оставляли невидимому Господу, а на его место клали хлеб.

dsc03839-5020677

В подражание апостолам пастыри церкви установили в праздник Воскресения Христова класть артос в храме на стол или блюдо перед царскими вратами, внушая, что Спаситель, пострадавший за нас, стал для нас хлебом жизни.

Ежедневно во время Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу на Светлой седмице его разламывают с молитвой и по окончании литургии с целованием креста раздают народу как святыню.

На Руси на Пасху в каждом доме пекли праздничный хлеб, похожий на артос, но наваристый, с изюмом и орехами, и освящали его в храме. Этот хлеб назывался «Кулич» от греческого слова «колликион» — «круглый хлеб».

Куличи пекут из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. Кроме дрожжевых лепешек, католики пекут и песочные, так называемые бабы.

Это был знак, что если кулич удался, значит, дом будет благополучным и благополучным. На Пасху на праздничном столе верхушку кулича разрезали по горизонтали, кулич разрезали на кружочки или дольки, и каждому доставался по кусочку.

На Светлое Христово воскресенье готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды он означает Гроб Господень, где произошло воскресение Христа. Пасху готовят в специальной складной деревянной форме — пасочнике из деревянных досок, на внутренней стороне которых вырезаны буквы "ХВ" ("Христос воскрес!"), а также крест, копье, трость, ростки и цветы — символы страданий и воскресения Иисуса Христа, а иногда голубь — символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе при удалении пчеловода.

КСТАТИ

Артос (по-гречески — «хлеб») — освященный заквасочный (дрожжевой) хлеб, иначе называемый целой просфорой (то есть просфорой без удаленных из нее частиц). Просфора (просвира) (от древнегреческого «приносила») — в первые века христианами назывались приношения хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Это значение просфоры сохраняется в Православной Церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА

Поделиться новостью в социальных сетях:

При использовании материалов сайта vivesti.by обязательно указание источника и размещение активной ссылки на публикацию