Открыть свою курьерскую службу
Сооснователь LeBazar Зохид Улмасбаев рассказал Spot, как запустить онлайн-доставку продуктов и товаров народного потребления, на что обратить внимание в акции и в чем преимущества IT-платформы перед обычным сайтом.
Вся информация в статье предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры приблизительны и могут варьироваться в зависимости от конкретного случая.
Сооснователь LeBazar Зохид Улмасбаев рассказал Spot, как запустить онлайн-доставку продуктов и товаров народного потребления, на что обратить внимание в акции и в чем преимущества IT-платформы перед обычным сайтом.
Содержание статьи
С чего начать
Для начала нужно определить целевую группу: кому и что вы хотите доставить. Важными критериями являются сегмент, площадь, масштаб.
В этой отрасли нужно постоянно следить за целевой аудиторией, так как можно придумать варианты для разных потребительских сегментов. Например, активировать постоянную подписку, предложить отдельную услугу с большим удобством (быстрая доставка, неограниченное количество заказов).
Необходимо регулярно тестировать разные модели. Так предприниматель увидит, какая модель может быть его преимуществом, и сможет уделить ей больше внимания.
Следующее, о чем нужно подумать, это источник предлагаемого продукта. Это может быть собственный склад или магазин. Другой вариант — интеграция с существующим магазином или дистрибьюторской сетью (LeBazar поставляет из сети супермаркетов korzinka.uz — Прим. Spot).
Собственному складу будет сложно конкурировать с супермаркетом. В крупных магазинах выбор шире. Кроме того, сеть супермаркетов по городу позволяет быстро и качественно доставлять продукты.
Как зарегистрировать сервис
Регистрация компании занимает пару дней. Все обрабатывается через «Единое окно». Компания регистрируется как ООО или ЧП, для этого потребуется стандартный пакет документов.
- паспорт учредителя;
- юридический адрес компании;
- документы для открытия банковского счета;
- регистрация в налоговой службе Норвегии и выбор налоговой процедуры;
Для грамотной регистрации компании вы можете воспользоваться помощью юриста. Лицензия на данный вид деятельности не требуется.
Стартовые затраты
Стоимость запуска онлайн-доставки варьируется от 100 миллионов норвежских крон до 2 миллиардов норвежских крон. Все зависит от «желания» и уровня автоматизации сервиса: можно разработать платформу за 100 млн сумов или написать сайт за 20 млн сумов, но насколько вы сможете масштабироваться с таким сайтом — большой вопрос.
Размер автопарка зависит от эффективности логистики. Здесь стоимость автомобиля или его аренды является второстепенным фактором. Самое главное, как быстро и в каком количестве обрабатываются заказы.
Вы должны начать с по крайней мере 5-10 автомобилей. Если вы собираетесь открывать бизнес самостоятельно, рекомендуется нанимать курьеров на собственном автомобиле.
Примерный список стартовых затрат выглядит так:
Объект
Сумма (в сумах)
от 40 000 за квадратный метр
более 100 000 000
около 3-4 000 000 на одного работника
Команда разработчиков начала создавать LeBazar в 2016 году, а официально сервис был запущен в феврале 2017 года. На запуск проекта ушло более 2 миллиардов норвежских крон, 70% из которых было потрачено на рекламу и бесплатную доставку.
Продвижение
Способ продвижения услуги будет зависеть от выделенного бюджета. Обязательно нужно чередовать непрямые виды рекламы и диджитал. Покупатель с большим доверием отнесется к компании, которая размещает рекламу на телевидении, радио и билбордах по городу.
Это дорогое удовольствие, хотя и одно из самых эффективных. Поэтому предпочтения стартапов с небольшим бюджетом все же остаются цифровыми.
Как правильно подобрать персонал
СТАРТАП: Как открыть курьерскую службу | Бизнес Идеи
Этот бизнес основан на информационных технологиях, поэтому важно правильно выбрать Chief Technical Officer (главного разработчика) или CEO (менеджера).
Помимо технических навыков, они должны иметь представление о предпринимательстве. Они должны не только выполнять поставленные задачи, но и работать как в команде, так и с сотрудниками партнеров.
Человек из индустрии доставки изначально будет источником бизнес-деталей. Но если на следующих этапах он не будет развиваться вместе с командой, он станет бесполезен. Здесь нужен скорее консультант, чем член команды.
CRM (менеджер по работе с клиентами) тоже важен — человек для общения с клиентами. Это оптимизирует поток коммуникации между клиентами и всем бизнесом. Это ключевой человек, который определяет имидж и качество услуги.
Для цифрового маркетинга часто выбирают аутсорсинговую компанию. Для случая ЛеБазара была выбрана компания 5×10, специализирующаяся на онлайн-продажах.
Здесь очень важно найти свою команду методом проб и ошибок. Если ваш бюджет позволяет, вы можете обучать и содержать собственную команду специалистов.
Без глубоких знаний в области разработки веб-сервисов ни SMM, ни SEO-оптимизация не помогут эффективно развивать бизнес. Следует быть особенно внимательным: аутсорсинговая компания будет больше заботиться о доходах, чем о доходах от услуги.
Чтобы найти логиста, вам предстоит пройти несколько этапов. Возможно, лучше обучать своих людей здесь. Предпочтительно выбирать кандидатов из международных университетов с небольшим опытом работы в международных компаниях.
Окупаемость
Онлайн-доставка продуктов и товаров народного потребления — самая сложная модель в электронной коммерции. Товар быстро портится. Это опять же усложняет логистику. Предпринимателю нужно много вкладывать в систему, и не только в сильный штат, но и в автоматизацию всех процессов.
Вы также должны понимать, что маржинальность такого бизнеса очень мала. Предпринимателю могут потребоваться годы, чтобы собрать первоначальный капитал.
При этом инвестиции в развитие компании на будущих этапах никто не отменял. Сервис должен масштабироваться и увеличивать свою долю рынка, чтобы конкурировать с классическим способом закупок: базары, ларьки и сети супермаркетов.
За границей интеграторы получают примерно 10-15% от супермаркетов в качестве комиссии. На узбекском рынке этот показатель существенно отличается.
Маржинальность в продуктах питания очень низкая и местные игроки не готовы платить большую комиссию за онлайн-продажи.
Spot благодарит Зохида Улмасбаева за помощь в подготовке материала. Поддержите осознанный бизнес — подпишитесь на страницу LeBazar в Facebook. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, напишите нам на info@spot.uz. Это свободно.