Многие родители спрашивают: а нужно ли вообще помогать в таком ответственном и личном деле? Чьё содействие будет полезным? И нельзя ли навредить своими советами?

Навредить, несомненно, можно. Особенно, если заниматься этим формально и неуклюже. Лишь только потому, что «так надо». А вот заинтересованный, вдумчивый и деликатный подход обязательно принесет хорошие результаты. Как это сделать? Специалисты дают следующие рекомендации.

590-74533321. Для начала родители будущих выпускников должны проанализировать ситуацию, обратить внимание на интересы ребенка, его способности и трудовые предпочтения. Нередко они выражены достаточно явно.

Кому-то из школьников нравится помогать в ремонте автомобиля (и его не нужно ничего заставлять), кто-то с раннего детства старается «разъяснять и воспитывать» или «лечить кукол и животных». Внимательно понаблюдайте.

2. Затем надо определиться с личными предпочтениями. Конечно, не переносить свои желаний на педагогический процесс, но учитывать и свое мнение, тем более, что это потребуется для всестороннего анализа.

3. Поговорить с дочерью или сыном (как минимум, за несколько лет до окончания школы) о выборе профессии. Проявить настойчивость, выбрать корректную и уважительную форму диалога. Ничего не навязывать, не ставить перед принятым вами решением. Просто поинтересоваться. В следующем разговоре уже высказать свое мнение и привести аргументы.

4. Самим найти профориентационные сайты, посоветовать ребенку пройти на них совместное тестирование ( https://sotkaonline.ru/blog/категория-4/тесты-на-профориентацию/). Отдельно ответить на вопросы ему и вам, обсудить полученные результаты. Предложить помощь в дальнейшем поиске информации.

5. Если ему нравится ваша профессия, позовите прийти на свою работу, устройте небольшую экскурсию. Ответьте на вопросы, представьте коллегам. Если есть заинтересованность, нет ограничений и позволяет возраст, предложите ребенку поработать в этой организации (даже неделя конкретных дел по несколько часов в день прояснит ситуацию).

6. Поощряйте школьника к трудовой деятельности (даже не связанной с понравившейся специальностью). Это позволит повысить самостоятельность и ответственность (в том числе и за предстоящий профессиональный выбор). Помогайте ему начинать чувствовать себя взрослым человеком.

7. Обсудите с ребенком вопрос «престижных» и «непристижных» специальностей. Выскажите свое мнение о возможной перспективе трудового рынка. Коснитесь темы ожидаемой невостребованности выбранной профессии. Обсудите это в контексте необходимости планирования будущей взрослой, семейной жизни.

8. Как ни странно, не торопите его с окончательным выбором, даже в преддверии экзаменов. Вопрос самоопределения настолько важный, что любое давление, вынужденное решение или спешка принесут только «неокончательный» результат и, как правило, неудовлетворительный. Гораздо лучше не поступить, найти «промежуточную» работу, серьезно обдумать ситуацию и, в конце концов, принять то самое, единственно верное решение.