Бюджетная классификация доходов и расходов в Республике Беларусь: виды и структура

В республике на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, социальную политику и др расходуется значительная часть государственного бюджета, которая должна пополняться за счет налогов, сборов и других платежей в бюджет. Для обеспечения надлежащего планирования и учета доходов и расходов бюджета они должны быть классифицированы.

Под бюджетной классификацией понимается группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия дефицита бюджета и государственного долга, приводимых в систему и кодируемых в определенном порядке (п. 1.3 ст. 2 БДК).

Состав бюджетной классификации можно представить в виде схемы (ст. 10 БдК):

Бюджетная классификация доходов и расходов в Республике Беларусь: виды и структура

При этом каждому источнику доходов и видам расходов бюджета присваивается определенный код бюджетной классификации.

Рассмотрим более подробно классификацию доходов и расходов бюджета.

1. Классификация доходов бюджета

Классификация доходов бюджета представляет собой группировку доходов бюджета, основу которой составляют правовые акты, определяющие источники их формирования (п. 1 ст. 12 БдК).

Классификация доходов предусматривает 4 группы (п. 2 ст. 12, ст. 24 БдК, приложение 1 к постановлению N 208):

Код группы Название группы
один Налоговые поступления
2 Государственные взносы на социальное обеспечение
3 Неналоговый доход
четыре Пожертвования

Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, видам, разделам и подразделам классификации (ч. 2 п. 2 ст. 12 БдК, приложение 1 к постановлению N 208). Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджет по всем видам доходов, установленных законодательством.

На практике хозяйствующие субъекты сталкиваются с классификацией доходов бюджета при оформлении платежных документов на уплату налогов, сборов и других платежей в бюджет. Так, в поле «Код платежа» указывается пятизначное число, где последние четыре цифры — код раздела и подраздела классификации доходов бюджета (пп. 1 — 4, 13 п. 9.1.6 инструкции N 143/171).

Пример
При оплате по уплате транспортного налога с организаций необходимо вводить код платежа 03113, где 0 указывает на то, что это основной платеж, а не пени, 31 – код раздела, 13 – код подраздела бюджетной доходной классификации.

В случае отсутствия в платежном документе кода платежа в бюджет или ввода несуществующего кода платежа банк (почтовое отделение) возвращает его плательщику без исполнения (ч. 3 п. 10 Инструкции N 143/171). Такой подход позволяет четко контролировать и учитывать поступление средств в бюджет по источникам формирования.

В дальнейшем средства, поступившие в бюджет, будут использованы по различным направлениям. При этом расходование бюджетных средств также подлежит классификации.

2. Функциональная классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджета представляет собой группировку расходов по нормативам расходования бюджетных средств на выполнение государственных функций (п. 1 ст. 13 БдК).

Данная классификация расходов состоит из двух основных уровней (п. 17 инструкции по применению бюджетной классификации):

1) разделы, определяющие расходы бюджетных средств на выполнение государственных функций;

2) подразделы, определяющие направление бюджетных средств на выполнение государственных функций в рамках разделов.

Для дальнейшей детализации расходования средств на осуществление государственной деятельности в конкретной сфере в рамках подразделов используются виды расходов. Для детализации расходования средств по отдельным видам деятельности и направлениям деятельности используется абзац (части 4 и 5 пункта 17 инструкции по применению бюджетной классификации).

Код функциональной классификации занимает 9 знаков, в том числе: раздела — 2 знака, подраздела — 2 знака, типа — 2 знака (при его отсутствии используется нулевая позиция «00») и кода раздела — 3 знака (п. Инструкция по применению бюджетной классификации, приложение 2 и 3 к постановлению N 208).

3. Программная классификация расходов бюджета

Программная классификация расходов бюджета представляет собой группировку расходов бюджета по государственным программам и подпрограммам (статья 14 БДК).

Данная классификация расходов состоит из двух уровней:

1) государственные программы, утвержденные в установленном порядке;

Классификация доходов и расходов организации

2) подпрограммы, детализирующие расходы в рамках государственных программ.

Код классификации программы состоит из четырех символов: первые 2 символа обозначают программу, следующие 2 символа обозначают подпрограмму. При отсутствии подпрограммы используется нулевая позиция «00» (п. 32 инструкции по применению бюджетной классификации, приложение 4 к постановлению N 208).

Бюджет и бюджетная система

4. Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация расходов представляет собой группировку бюджетных расходов, отражающую распределение бюджетных заданий по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местного бюджета соответственно (ст. 16 БдК).

Порядок утверждения ведомственной классификации можно представить в виде договоренности (пункты 2 и 3 статьи 19 БдК):

Бюджетная классификация доходов и расходов в Республике Беларусь: виды и структура

Примечание
К бюджетам областного уровня относятся областные бюджеты и бюджет города Минска, бюджеты базового уровня — районные и городские (города областного подчинения), бюджеты первичного уровня — сельские округа, поселки, городские бюджеты (городов районного подчинение) (статья 6 BdK).

Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня — главы, которая имеет трехзначный код (п. 35 Инструкции по применению бюджетной классификации, приложение 5 к постановлению N 208). Например, расходам Минздрава присвоен код главы 054, Минкультуры — 056, Минобразования — 075.

5. Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджета представляет собой группировку расходов бюджета по экономическому содержанию (статья 15 БдК).

Эта классификация состоит из четырех уровней и включает в себя категории расходов, статьи, подстатьи и элементы расходов (пункт 39 инструкции по применению бюджетной классификации).

Код экономической классификации расходов бюджета имеет 7 знаков, в том числе (пункт 40 инструкции по применению бюджетной классификации, приложение 6 к постановлению N 208):

— категория — 1 знак, например текущие расходы — 1 00 00 00, капитальные затраты — 2 00 00 00;

— статья — 2 символа, например, приобретение товаров и оплата услуг — 1 10 00 00, капитальные вложения в основной капитал — 2 40 00 00;

— подпункт — 2 символа, например, заработная плата рабочих и служащих — 1 10 01 00, закупка ТМЦ — 1 10 03 00;

— предмет — 2 символа, например еда — 1 10 03 04, прочие расходники и припасы — 1 10 03 05.

При отсутствии какого-либо уровня используется нулевое положение «00».

Подробную информацию о содержании каждой категории, статьи, подстатьи и статьи расходов можно найти в главе 6 Инструкции по применению бюджетной классификации.

В разрезе категорий, статей, подстатей, статей расходов соответствующего бюджета, раздела, главы, подраздела, вида расходов, раздела, программы, подпрограммы, бюджетных организаций (п. 8 Постановления № 22, п. 9 и 20 Инструкции №8, часть 3 п.2 инструкции N 157):

— готовить бюджетные и внебюджетные сметы и отчитываться об их исполнении;

— вести учет денежных средств и фактических расходов.

Примечание
В республике планируется разработать единый план счетов бюджетных организаций, интегрированный с бюджетной классификацией. Это позволит связать бюджет и бухгалтерскую отчетность организаций государственного управления (глава 4 концепции реформы №82).

Читать этот материал в ilex >>*
*ссылка ведет на платный контент сервиса ilex

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта quality21.ru — надеемся вам понравилась эта статья и вы поделитесь ею в социальных сетях!