Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Этого мнения придерживаются многие современные специалисты. Но еще во II веке до н.э. в древнем Китае было известно влияние мануальных действий (действий рук и пальцев) на развитие мозга человека: игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Чем же обусловлена такая связь

 

Дело в том, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами, что улучшает память, умственные способности ребенка, устраняет его эмоциональное напряжение, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

В русской народной педагогике созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Современные исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга, высшей нервной деятельности, развитием речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков речи. Исследования показывают, что каждый палец руки имеет свое «представительство» в коре больших полушарий мозга, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Тренировку пальчиков надо начинать с самого раннего детства. Сначала это будут прабабушкины «Ладушки», «Сорока» и т.д. Затем в совместных играх ребенка со взрослым может появиться более широкий ассортимент пальчиковых игр.

Наша семья

По очереди пригибать пальчики к середине ладони, начиная с большого, приговаривая:
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя, а вот и вся семья.

Наш малыш

Согнутые в кулачок пальчики, разгибать один за другим, начиная с большого, приговаривая:
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
Этот пальчик наш малыш.

Утенок

Сжимать в кулачки и разжимать ритмично пальцы сначала на одной, а потом на обеих руках.
Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи

Мышка

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Серенький комок сидит и бумажкой все шуршит.

Цепочка

Большой и указательный палец левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики. Пальчики перебираем и цепочку получаем.

К разряду пальчиковых относят и те игры, которые предполагают надевание на пальцы руки фигурок животных, сказочных персонажей, изготовленных из разных материалов. Такие игрушки, надетые на пальцы, вынуждены действовать: «здороваться», «разговаривать», «прыгать», «убегать» и т.д. А значит, пальчики будут сгибаться и разгибаться, двигаться вперед – назад и влево – вправо. Движения могут быть ритмичными, энергичными или плавными, неторопливыми в зависимости от характера персонажа. Таким образом, сама игрушка будет способствовать развитию движений пальцев руки. Подобные игрушки вы можете приобрести в любом детском интернет – магазине.

Очень полезны с точки зрения развития движений пальцев руки игры с песком, зерном, тестом. Хорошо, если ребенку наряду с купленными в магазине игрушками будет доступна коллекция камушков, принесенных с улицы, а так же шишек, каштанов, желудей.

Если в практике взаимодействия взрослого с ребенком присутствуют подобные игры, то овладение малышом такими жизненно важными умениями, как держать чашку, ложку, карандаш, умываться, застегивать пуговицы и.т.д. будет происходить наиболее успешно.

Интересных и полезных игр вам и вашим детям!