Виды товаров, их классификация

Существует большое разнообразие предметов, что во многом связано с тем, что практически любой предмет может стать товаром. Чтобы хоть как-то упорядочить это разнообразие, маркетинг разработал несколько классификаций, отражающих наиболее важные различия между продуктами. Все представлено в таблице восемь.

Основание для классификации

  • а) товары народного потребления (для личного некоммерческого использования);
  • б) промышленные товары.

Длительность и особенности использования

  • а) товары длительного пользования (бытовая техника, мебель, автомобили и т д);
  • б) товары недлительного пользования (продукты питания, журналы, газеты, косметика и т д);
  • в) услуги (в отличие от товаров, это разовые действия, которые одно лицо совершает для другого за вознаграждение).

Особенности подхода к выбору и покупке

  • а) бакалейные товары, приобретаемые без длительного изучения рынка и цен (продукты питания, канцтовары, бытовая химия и т д);
  • б) товары тщательного отбора, которые предполагают длительное использование, а потому выбираются более тщательно (бытовая техника, автомобили, одежда, обувь и т д);
  • в) престижные товары, которые обычно покупаются только из-за особого имиджа или особого, уникального качества (экзотические фрукты, модная одежда, дорогая косметика).

Всю совокупность видов и видов товаров можно заказать, используя различные схемы классификации. Прежде всего, товары можно классифицировать на товары для личного пользования и для производственных целей. Товары для личного пользования могут допускать индивидуальное использование, семейное использование, групповое использование и подразделяются на следующие группы:

  • 1. Товары длительного пользования: например, автомобили, пылесосы, садовый инвентарь, компьютерная техника, электронные игры и т д. Это, как правило, наукоемкие товары, которые достаточно сложны в применении (эксплуатации). Ассортимент (набор) этих товаров постоянно растет, что определяется, с одной стороны, новыми возможностями научно-технического прогресса, а с другой — новыми потребностями людей.
  • 2. Товары краткосрочного пользования. К ним относятся одежда, обувь, косметика, моющие средства, продукты питания и т.д.
  • 3. Товары особого спроса — товары с уникальными характеристиками, например коллекционные, раритеты.
  • 4. Услуги — действия, результатом которых является предполагаемый эффект. К ним относятся не только пошив обуви, ремонт мебели, уборка помещений, воспроизведение информации, доставка товаров, но и качественно новые, например, наем телохранителей, услуги частного сыска. В целом выбор всех видов предметов личного пользования имеет постоянную тенденцию к увеличению, что способствует лучшему удовлетворению потребностей различных слоев общества.

Промышленные товары делятся на следующие группы:

  • 1. Основное оборудование предназначено для производства основных продуктов. Это, например, токарные, фрезерные, шлифовальные станки, электротехнологическое оборудование, вычислительная техника.
  • 2. Аксессуары. В него могут входить, например, воздуховоды, трубопроводы, распределительные устройства, лифты, подъемники.

Следует отметить, что границы между основным и вспомогательным оборудованием зависят от типа производства. На электростанциях, например подстанциях, распределительные устройства следует отнести к основному оборудованию, а станки для мелкого ремонта — в основном к вспомогательному оборудованию.

  • 3. Узлы и сборки. К ним относятся узлы, узлы и соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью. К ним могут относиться редукторы, блоки редукторов для преобразования вращательных движений, устройства автоматики, экраны и др.
  • 4. Основные материалы. Это материалы, составляющие основную объемную или массовую составляющую выпускаемой продукции (например, мука, древесина, пластик).
  • 5. Вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса (смазка, наполнитель, упаковочные материалы и др.).
  • 6. Сырье – природный материал, подлежащий обработке и необходимый для производства.
  • 7. Производственные услуги — выполнение различных технологических операций, например гальваническая обработка крупных деталей или дезинфекция территорий. Сфера производственных услуг значительно выросла за последние годы.
  • 8. Интеллектуальные товары, к которым относятся методы испытаний, наблюдения, технологические операции, а также программы для ЭВМ, рецепты и т д. В последнее время на рынке этих товаров наблюдается тенденция к значительному расширению ассортимента.

Как видите, схема классификации позволяет достаточно четко систематизировать вариацию. Однако, как и все остальные, он все же достаточно условен. В частности, персональный компьютер может служить не только товаром для личного пользования, но и служить одновременно для производственных целей (сбор производственной или деловой информации, ее обработка, использование и т д.).

Виды и классификация розничных торговых предприятий

В то же время классификация товаров чрезвычайно полезна, так как позволяет предприятию очень четко формулировать свои цели, ставить задачи в маркетинговой деятельности и оценивать успехи и неудачи.

Наиболее распространенные схемы товарной классификации до сих пор не включают многие виды товаров, появившиеся в последнее время. Так еще слабо отражены производственные услуги, такие как сбор или анализ информации, технологические услуги, программное обеспечение, методы, рецепты и т.п.

Товарная политика предприятия. Классификация товаров.

В настоящее время в системе международной и внутренней торговли все большее распространение получает другой классификационный подход, основу которого составляют следующие классы товаров:

  • 1. Один продукт считается основным принципом для всех последующих форм продукта. Он характеризует товары как личного спроса, так и производственного назначения (например, зубная паста, бритва), связан с самыми ранними стадиями производства сырья.
  • 2. Товарная группа характерна как для товаров личного, так и для производственного назначения — парфюмерных наборов, туристического снаряжения, систем машин, установок, агрегатов, работающих в комплексе. Например, только в США выпускается 250—300 тыс основных типов и типоразмеров машин и оборудования, образующих множество взаимосвязанных групп продукции машиностроения. В товарных группах конструкционно-технологические изделия достаточно однородны, но различаются по одному или нескольким признакам (габаритам, режимам работы и т д.). Товарная группа характеризуется взрывным ассортиментом. Товары объединяются в комплектные поставки — производствам, компаниям, цехам и т.д.
  • 3. Товарный объект. Необходимость выработки системного подхода к производству и реализации продукции требует концентрации огромных материальных и трудовых ресурсов под единым финансовым, технологическим и административным контролем. При этом необходимо усилить сложность проектирования и оказания инженерных услуг. Это достигается за счет снабжения товарными объектами, которыми являются металлургические комбинаты, нефтеперерабатывающие заводы, порты и аэропорты, туристические комплексы и т д. Но при этом существует опасность развития одновременно с этой формой экспорта товаров и экспорта товарная экологическая напряженность, усиление монокультуры и культуры иностранного вмешательства, усиление контроля национальных экономик со стороны транснациональных корпораций.
  • 4. Продуктовая программа. В основном это интеллектуальный продукт, созданный в аэрокосмической отрасли, автоматизированных системах управления, робототехнике, интеллектуальных и биоинженерных технологиях. Наблюдается резкий сдвиг инвестиций в сторону ранних стадий исследований и разработок. Огромные научные и организационные трудности, высокая степень коммерческого риска требуют международного сотрудничества. В этой товарной группе исключительно велика доля интеллектуальной составляющей. Доля материальных вложений в эти товары обычно составляет 2-10% от общих затрат. В товарных объектах она может составлять 30–50 %, в партиях продукции — 60–70 %, в отдельных изделиях — 80–90 %.

Характерной чертой, законом развития мирового рынка является увеличение потока интеллектуальных, высокотехнологичных товаров. На портфельный компьютер можно купить 2-3 состава масла, за грамм химически чистого вещества можно получить миллионы долларов.

Под наукоемкими товарами понимаются продукты интеллектуального труда, созданные на основе использования прогрессивных научно-технических идей и технологий и обладающие значительными возможностями их применения.

Маркетолог должен исходить из понимания того, что товар сам по себе не может найти своего покупателя. Необходим комплекс целенаправленных мероприятий по маркетингу, доставке этого товара и сохранению его качества на пути к конкретному покупателю. Это требует качественной упаковки, дизайна, маркировки, доставки и эксплуатации и т.д.

Эффективному продвижению и потреблению товаров способствуют следующие факторы: возможность приобретения, ценность (полезность), цена, качество, срок службы, доступность услуги, форма, упаковка, имидж, бренд, экологичность. Также важно знать, что товар имеет несколько уровней иерархии, по Ф. Котлеру: 1) семейство потребностей – это ключевая потребность, на которой основано существование товарного семейства; 2) семейство товаров — все классы товаров, способных удовлетворить ключевую потребность с приемлемой эффективностью; 3) класс товаров — группа товаров в семействе, имеющих функциональные отношения; 4) продуктовая линейка (товарный ассортимент) — группа товаров, тесно связанных между собой в силу выполнения сходных функций, предлагаемых одним и тем же группам потребителей, распространяемых по одним и тем же каналам или в данном ценовом диапазоне; 5) вид товара — группа товаров в товарной номенклатуре, представляющая собой одну из нескольких возможных форм товара; 6) товарный знак — наименование, связанное с одним или несколькими товарами из данной товарной группы, используемое для обозначения происхождения или характера товара; 7) товарная единица — отдельный товар в рамках торговой марки или товарного ассортимента определенного размера, цены, внешнего вида или характеризующийся иным качеством.

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта quality21.ru — надеемся вам понравилась эта статья и вы поделитесь ею в социальных сетях!