Успенский собор Московского Кремля – жемчужина ансамбля на Соборной площади. Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы является главной кафедральной церковью Московского государства и важной исторической достопримечательностью столицы. Расположенный на Соборной площади, он вместе с Кремлем образует единый архитектурный ансамбль – часть музейного комплекса «Московский Кремль». Это место обладает древнейшей культурно-исторической ценностью. Начиная с конца XV и до начала XX вв. Значение сооружения сложно переоценить, ведь до сих пор оно является центральным объектом в истории Московского государства. Подробнее о возведении, архитектурных особенностях и святынях Успенского собора, мы расскажем далее.

История строительства

История возведения Успенского собора прошла несколько этапов становления. Храм строился несколько раз, меняя свой облик. Это обусловлено формированием Московского государства и закреплением за городом статуса – столицы Руси.

Успенский собор был главным православным храмом, где проводились все государственные обряды: восход на престол, бракосочетание, крещение, заключение государственных документов

Первое строительство каменного собора – Иван Калита

Датой основания Успенского собора принято считать начало XV века, а именно 1475-1479 гг., но история возведения храма началась задолго до его завершения. Первая каменная кладка была заложена в начале XIV в. при московском митрополите Петре и князе Иване Калите. Решение возвести собор из камня было принято после перенесения резиденции митрополита из Владимира в Москву и приобретения городом статуса столицы. Согласно историческим данным и археологическим находкам, местом строительства были выбраны руины деревянного храма, который существовал здесь ранее. Старая церковь уже не соответствовала своему статусу, поэтому князь Иван Калита решил построить новый, но уже из камня.

Считается, что прототипом послужил Георгиевский Собор. По завершению строительства в 1326-1327 гг. сооружение стало 1-м храмом из камня в Москве. Архитектура тогдашнего здания указывает на то, что это был 4-хстолпный, 3-хапсидный и 3-хпритворный одноглавый храм, что и объясняет его сходство с Георгиевским собором. Кладка из белого грубого камня в сочетании с гладкой кладкой внутри соответствует стилистике того времени. За более, чем 150 лет с возведения сооружения, храм сильно обвешал и не подлежал реконструкции. По этой причине было принято решение разрушить церковь Ивана Калиты и построить новую.

Успенский собор – часть музея Московского Кремля и один из главных объектов православной истории

Второе строительство каменного храма — Иван III

В конце XV века к власти пришел великий князь Иван III, который объединил русские княжества в единое государство с резиденцией в Москве. Это ознаменовало новый этап в истории Успенского собора. В 72 г. XV стены храма были полностью разрушены и снесены до основания. Было принято решение построить великий собор, под стать князю Ивану III. В этом же году были приобретены мощи св. Петра — главная святыня храма. За возведение постройки были ответственны мастера из Пскова. Строительство закончилось за год, но не прошло и 2-х лет, как он рухнул. Причиной тому послужило землетрясение в Москве 1474 года, вследствие чего здание обрушилось до основания.

Возведение Успенского Собора Московского Кремля

После разрушения храма от землетрясения, князь пригласил итальянского зодчего А. Фиораванти, известного на тот момент архитектора. Он полностью устранил руины ранее построенного здания и на их месте воссоздал новое – Успенский собор Московского Кремля. Прототипом храма стал одноименный собор во Владимире – выдающийся объект белокаменного зодчества. Строительство начато в 75-м году и через 4 года храм уже был освещен митрополитом Геронтием. В этом же году сюда вернули мощи св. Петра.

Успенский собор Московского Кремля: история в датах

Прототип храма определил его фасад. Снаружи он представляет 6-тистолпный, 5-тиглавый, 5-тиапсидный храм из белого камня с элементами кирпичной кладки. Из кирпича построен свод, восточная часть стены поверх алтарных апсидам и преграды. Все остальное выложено из белого камня. Внутри использовалась ручная роспись. В кн. XV- нач. XVI вв. были выполнены росписи иконописцем Дионисием. В сер. XVII века стены были повторно расписаны. С этого периода сохранились древнейшие фрагменты фресковой живописи в Кремле.

В последствии, храм неоднократно подвергался воздействию пожаров и реконструировался. Устраняя последствия пожара в сер. XVI в., Иван IV приказал покрыть верхнюю часть листами из меди, а мощи св. Петра были переложены в серебряные раки. В нач. 20-х гг. XVII в. часть обветшалого свода была разобрана и восстановлена по новому проекту с использованием элементов укрепления. Дальнейшую историю храма можно представить в хронологическом порядке:

  • В 1547 г. – в храме произведено восшествие Иван IV на престол;
  • В 1613 г. – тут был выбран первый князь из династии Романовых – Михаил Федорович;
  • В 1625 г. – сюда перевезли ковчег с ризой Господней;
  • С 1721 по 1917 г. – здесь проводились коронации императоров;
  • В 1797 г. – в стенах собора был составлен Акт о престолонаследии;
  • В 1812 г. – храм был расхищен армией Наполеона и освящен через год;
  • В 1823 г. – сюда передан манифест о переходе престола Николаю I;
  • В кн. XIX – нач. XX вв. проводилась реконструкция храма;
  • В 1917 г. – здесь выбрали нового епископа патриарха Тихона;
  • С 1918 г. – стены церкви закрыты для служб.

 

После закрытия богослужения храм был превращен в музей и только с 1990 г. Успенский собор возобновил службы, которые могут посетить паломники.

Особенности архитектуры

Фасад собора – монолитный. Поскольку Успенский собор в Москве построен по прототипу храма из Владимира, то, во многом, отмечается их схожесть. Успенский собор Московского Кремля представляет собой – 3-хнефный и 5-тиглавный храм, выполненный из белого камня. Все части имеют одинаковый размер, уплотненные алтарные апсиды и сближенные между собой главы. По главной архитектурной задумке, дополнительные арочные элементы за восточными компартиментами стали монолитными, удерживая большую нагрузку от колоколов. А западные столпы получились тоньше, что создало эффект легкости в зале для молитв.

Стенопись

Роспись церкви выполнялась вручную. Для этой цели привлекались лучшие иконописцы Московского государства. Самая древняя фреска принадлежит Дионисию. Часть иконописи была уничтожена при очередной реконструкции. На стенах изображены иконы Бога, сцены из Евангелии, образ Девы Марии, композиция Страшного Суда и образы святых мучеников.

Общая композиция стенописи отличается продуманностью и логической завершенностью

Иконостас

Иконостас создан в 1653 г. Руководил его сбором митрополит Никон. На данный момент, иконостас включает 69 икон, где полностью рассказана история по библейским сюжетам. Праотеческий чин посвящен Ветхому завету, иллюстрирующий период до рождения Христа. Средний чин – пророческий. Здесь изображены пророки. Праздничный ряд рассказывает о жизни Христа. Деисусный чин рассказывает о Втором пришествии Христоса-Вседержителя. Также, на иконах изображены образы апостолов и Богоматери.

В Успенском соборе хранится собрание икон, датируемое XII-XVII вв. Большая часть были написаны в столице, но некоторое количество – привезено из московских княжеств.

Коллекция икон храма считается одной из самых богатых в России

Усыпальница

Некрополь Успенского собора построен в 1326 г. Первым здесь был погребен митрополит Петр. В усыпальнице похоронены Киевские и Московские митрополиты, патриархи и правители. Здесь находятся гробницы 19 священнослужителей и усыпальница московских князей.

Мономахов трон

Царское моленное место построено для венчания на царство князя Ивана Грозного. Он изготовлен из ореха и липы. На нем вырезаны барельефы двуглавого орла и изображены сюжеты «Сказания о князьях владимирских», где изображено повествование о ввозе царских регалий на Русь. По периметру трон расписан Священным Писанием.

Успенский собор – часть музея Московского Кремля

В настоящее время Успенский собор – часть исторического комплекса Московского Кремля. С 1990 г. храм стал музеев. Посетить его можно ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Продажа билетов осуществляется с 9.30 до 16.30. Посетить церковь можно самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Также, в стенах церкви совершаются божественные литургии.

Храм был местом проведения государственных обрядов более, чем 7 веков, и даже после прекращения его функционирования, как богослужебного места, он не утратил свое религиозное значение. Сейчас, взору посетителей доступны усыпальницы, стенопись, иконостас и внутренний интерьер, сохранившийся практически в неизмененном виде с самого основания церкви. Читайте больше познавательных обзоров на сайте quality21 и будьте в курсе истории главных достопримечательностей других городов России.