sergi_serebro_biryuza_5_0
Актуально

Уникальный дизайн и известные дизайнеры

sergi_serebro_biryuza_5_0Крис Бэнгл Американский автомобильный дизайнер Кристофер Эдвард Бэнгл родился 14 октября 1956 года в Равенне, штат Огайо, и вырос в Висконсине. Крис закончил Art Center College of Design в Пасадене, штат Калифорния, получив степень бакалавра наук и степень магистра в области промышленного дизайна.chris-bangle-2245582

Он начал свою карьеру в компании Opel в 1981 году, а затем перешёл в FIAT, где принимал участие в работе над вторым поколением «Панды» (дебютировало в 2003-м) и отвечал за стиль Fiat Coupe.

Выйдя на работу в BMW 1 октября 1992 года, Бэнгл стал первым американским шеф-дизайнером баварской марки, оказав огромное влияние на внешность её автомобилей.

bmw-7-serisi-e65-1358205

BMW 7 серии (E65)

Появившуюся в 2001 году BMW 7 серии (E65) четвёртого поколения можно назвать наиболее заметным следом, оставленным Крисом Бэнглом в истории дизайна автомобилей баварской компании.

Представительский седан, работа над которым началась в 1996 году, был был создан под его руководством. Из 12 представленных эскизов модели, которая по словам Бэнгла должна была стать (и в итоге стала) «прорывом в дизайне», победу в конечном итоге одержала работа Адриана ван Хойдонка.

Любопытно, что после выхода этой «семёрки» журнал «Тайм» назвал её одним из 50 худших автомобилей всех времён, однако, седан именно этого поколения стал самым продаваемым BMW 7-й серии.

marcello-gandini-3090873

Марчелло Гандини

Один из трёх известнейших автомобильных дизайнеров Италии – Марчелло Гандини – родился в 1938 году в Турине в семье состоятельного аристократа, управлявшего собственной фармацевтической компанией.

С молодости Марчелло увлекался постройкой спортивных машин. В шестидесятых годах он познакомился с Нуччо Бертоне и через два года после ухода из ателье Bertone Джуджарро, занял его место, проработав там около 14 лет.

Несмотря на то, что Гандини успел посотрудничать со многими автомобильными брендами от Fiat и Alfa Romeo до Renault и Volvo, самые его известные машины носят эмблему быка.

lamborghini-miura-9797283

Lamborghini Miura

Марчелло Гандини был автором культовой «Миуры», выпускавшейся компанией с 1966 по 1973 годы и названной в честь испанской фермы по разведению боевых быков.

И хотя Ферруччо Ламборгини поначалу не одобрил создание этой двухдверки, она, тем не менее, вызвала ажиотаж среди посетителей мотор-шоу в Турине, когда дебютировала там в 1965 году.

Ранние версии Miura, известные как P400, оснащались 350-сильным 3,9-литровым поперечно расположенным двигателем V12. Всего было выпущено 275 таких машин, что при их довольно высокой цене в $20 000 являлось большим успехом для компании.

В 2006 году по случаю 40-летия «Миуры» итальянцы построили в единственном экземпляре одноимённый концепт-кар — осовремененный вариант двухдверки.

lamborghini-countach-7439567

Lamborghini Countach

Марчелло Гандини, разработавший ранее дизайн Miura, также являлся автором внешности другого культового итальянского суперкара — Countach. Будучи молодым и не очень опытным автомобильным стилистом, он слабо ориентировался в эргономике машин. Поэтому стиль угловатого, широкого и низкого Countach – это его видение суперкара, практически не искажённое традициями автомобилестроения.

Несмотря на наличие в экстерьере этого Lamborghini плавных линий, двухдверка выглядит нагромождением трапециевидных плоскостей. И, кстати, «двери-ножницы» гильотинного типа, являвшиеся визитной карточкой Countach, а также позаимствованные в последствии для других суперкаров фирмы, были сделаны такими в первую очередь из за большой ширины машины. Традиционными распашными было бы крайне неудобно пользоваться.

peter-schreyer-8272178

Петер Шрейер

Петер Шрайер, родившийся в 1953 году в Германии, в настоящее время возглавляет дизайн-центр всей Hyundai Motor Group, отвечая за стиль моделей Hyundai и Kia.

Ещё будучи студентом Мюнхенского университета прикладных наук по направлению промышленного дизайна, который он закончил в 1979 году, Шрайер начал работал в Audi в Ингольштадте. Спустя год после этого он закончил Королевский колледж искусств в Лондоне, где в 2007 году удостоился степени почётного доктора.

В южнокорейский бренд Шрайер перешёл в 2006 году после того, как с 1979 по 2001 год отработал на Volkswagen, где в основном занимался моделями Audi.

1998-audi-tt-7516280

1998 Audi ТТ

И хотя в послужном списке Шрайера довольно много созданных им удачных моделей, среди которых Volkswagen Golf четвертого поколения, «первая» Audi A3, нынешний Hyundai i30, а также новая линейка Genesis, самой известной и знаковой его машиной мы всё же считаем спортивное купе Audi TT.

Вышедший в 1998 году, стильный спорткар был назван автомобилем года в Северной Америке в 2000-м, хотя в истории первого поколения модели были и тёмные пятна. Они связаны с несколькими авариями из-за потери управления машиной на скоростях свыше 180 км/ч. По этому поводу в 1999 году был массовый отзыв ТТ, в ходе которого немцы исправляли несовершенную аэродинамику кормы с помощью ESP, ASR и добавления миниатюрного спойлера.

larry-shinoda-9659281

Ларри Шинода

Знаете ли вы, что Лоуренс Киёши «Ларри» Шинода сыграл огромную роль в судьбе таких культовых американских масл-каров, как Chevrolet Corvette и Ford Mustang?

Этот американский дизайнер, родившийся 25 марта 1930 года в Лос-Анджелесе в семье японских эмигрантов, единственный человек в нашем сегодняшнем шорт-листе не имевший специального образования в области, в которой он стал известен.

Шинода учился и вырос в Калифорнии. В молодости он увлекался постройкой хот-родов и дрэгстеров. А в 1955 году на хот-роде Ford собственного дизайна даже выиграл гонку и получил приз Национальной ассоциации хот-родеров.

В 1956 году он устроился в General Motors, где вместе с Биллом Митчелом работал над Chevrolet Corvette. Позже он также принимал участие в создании Corvette Sting Raу и концептуального Mako Shark.

В 1968 году талантливого дизайнера переманил в Ford бывший топ-менеджер GM Банки Нудсен, ставший президентом «голубого овала». И первым творением Шиноды на новом месте стал культовый Mustang 302 Boss.

Позже Шинода открыл собственную дизайн-студию, которая работала с GM, Ford и AMC.

В ноябре 1997 года его жизнь оборвалась из-за сердечного приступа. Но дело Шиноды продолжила его дочь Карен, преобразовавшая фирму отца в тюнинг-ателье Shinoda Performance Vehicles.

10 самых известных дизайнеров мира

1. Марсель Вандерс (Marcel Wanders)

Неутомимый и экстравагантный голландский дизайнер, праздновавший этой весной юбилей, 25-летие творчества в дизайне, стабильно пополняет дизайнерский мир своими яркими и неординарными объектами. Уникальность Марселя Вандерса заключается в экстравагантном подходе к проектированию и проникновенным идеям, в которые он вкладывает весь свой внутренний мир.

bdff857dbd9072d5f3b0bd115cac-3258477

2. Антонио Читтерио (Antonio Citterio)

Этот всемирно известный итальянский дизайнер еще с 18 лет, после получения своей первой награды за проект мебели, создает качественный и стильный дизайн, достойный наивысших похвал. Сегодня Антонио Читтерио успешен и востребован, он проектирует множество объектов мебели для самых известных мировых производителей, создает международные архитектурные и дизайнерские проекты, а также активно работает в мире моды. Многие его объекты вошли в экспозиции известных музеев мира.

d0571da20f59dd3dd4c96ef1dda5-4756012

3. Фабио Новембре (Fabio Novembre)

Авангардный итальянец уже давно прославился своими провокационными и эффектными объектами, завоевавшими особое признание в интерьерах, связанных с индустрией развлечений, по всему миру. Особая индивидуальность, экспрессия и харизма позволили ему стать успешным и востребованным. Широкая сфера деятельности, от создания мозаики до больших архитектурных проектов, не помешала Фабио Новембре тщательно продумывать каждую деталь и вкладывать в нее всю свою любовь.

273fd768b92cc8fadc02822d37cc-7262681

4. Марк Ньюсон (Marc Newson)

Австралиец является одним из наиболее известных и влиятельных промышленных дизайнеров своего поколения. Коротко стиль его работ можно охарактеризовать как «биоморфизм» – стиль в некотором роде «космический», включающий в себя плавные линии, отсутствие углов и использование высоких технологий. С этого года Марк Ньюсон пополнил команду дизайнеров компании Apple, а в 2005 году журнал «Time» включил его в список 100 наиболее влиятельных людей года.

2bacc6dea8207583964fe211fa87-1048229

5. Карло Коломбо (Carlo Colombo)

Отличительной чертой итальянского дизайнера является изысканный, самобытный и гармоничный минимализм, впрочем, очень разнообразный и узнаваемый. Карло Коломбо создает мебель и предметы интерьера для самых известных фабрик, является арт-директором сразу двух дизайнерских компаний и ведет активную преподавательскую деятельность в Миланском университете.

04e1e01eaa4846a395014449fafa-8310804

6. Роман и Эрван Буруллеки (Roman & Erwan Bouroullec)

Дизайнерский дуэт из Франции уже много лет занимается созданием промышленного дизайна – выразительного и сбалансированного. Братья по праву считаются одними из самых популярных дизайнеров нашего века, их творчество высоко ценится во всем мире за совершенство форм и функциональность.

e88e0987e81276155eaef0d9e884-1067552

7. Патрисия Уркиола (Patricia Urquiola)

Всемирно известная испанка относительно недавно появилась на международной арене, однако уже успела влюбить в себя многих. Ее дизайн отличается особой женственностью, колоритом и гармоничным сочетанием оригинальности и традиций. Интерьерные и архитектурные проекты, мебель, текстиль, декор, мода – Патрисия Уркиола успевает везде.

d9fca134c7a3cbc3f962b94fb796-5450587

8. Рон Арад (Ron Arad)

Один из самых гениальных современных дизайнеров, признанный во всем мире. Главная особенность его творчества заключается в преобразовании металлических листов в пластичные живые объекты: мебель, скульптуры, предметы искусства. В копилке Рона Арада бесчисленное количество наград.

570641962f0cf086dce147812f10-2666548

9. Карим Рашид (Karim Rashid)

Очень известный промышленный дизайнер, запустил в производство свыше 2500 разработок, включающих в себя дизайн мебели, посуды, осветительных приборов, упаковок и много другого. Узнаваемый фирменный почерк Карима Рашида отличается яркими красками, сложными формами, необычными материалами и обилием инновационных технологий. В 2012 году Карим Рашид разработал новый дизайн статуэтки «Золотого граммофона», которую он презентовал на концерте в Москве.

95a3bd74e9bd8aabb82318912f4c-6970640

10. Джаспер Моррисон (Jasper Morrison)

Британец, получивший всеобщую любовь и популярность, отличается страстью к функциональному и лаконичному дизайну, главный девиз которого – «простота по-новому». Сегодня Джаспер Моррисон продолжает радовать созданием новых оригинальных объектов, сотрудничает со многими производителями, руководит двумя студиями и пишет интересные книги.

Cassina отмечает 100-летие Вико Маджистретти

К 100-летию со дня рождения Вико Маджистретти, Cassina рассказывает историю плодотворного сотрудничества между компанией и одним из величайших представителей итальянского дизайна.

Миланский архитектор и дизайнер создал инновационные продукты, которые просуществовали в течение многих десятилетий, не выходя из моды. Его цель состояла в том, чтобы создать мебель, которая прослужит долго, он фактически провозгласил: «У хорошего дизайна не должно быть срока жизни, он должен повторяться в течение длительного периода времени и сохраняться даже через 100 лет».

news_288_2-1895148

Непрерывный диалог между компанией и дизайнером

Успешное партнерство между Cassina и Вико Маджистретти началось в начале 1960-х годов с производства стула Carimate, который был немедленно включен в каталог компании. В это время Cassina открыла свои двери для дизайнеров с различными взглядами на промышленный дизайн в Италии, переходя от ремесленного к серийному производству. Профессиональные и личные отношения между Вико Маджистретти и Умберто и Чезаре Кассина продолжали укрепляться благодаря постоянному обмену талантом и творчеством настоящего маэстро, с одной стороны, и профессионализмом и производительностью компании-первопроходца, с другой.

news_288_3-2191131

Maralunga, магия движения, инноваций и комфорта

В 1970-х годах, когда ABBA были заняты победой на Евровидении с Ватерлоо, а Эрно Рубик придумывал повороты самого знаменитого куба в мире, Вико Маджистретти заканчивал одну из своих самых известных моделей, ставшей обладателем престижной награды Compasso d’Oro.

Ходят слухи, что Чезаре Кассина ударил по протянутому прототипу Maralunga кулаком, когда миланский архитектор показал ему его, так как предмет не смог полностью удовлетворить его требование чрезвычайного комфорта. Последовавший перелом спинки прототипа дивана стал именно тем просветлением, в котором нуждался Маджистретти: неуклюжее движение подсказало ему интуитивную идею сделать этот традиционный диван более инновационным, и он сказал: «Хорошо, замечательно, для меня диван выглядит идеально».

news_288_4-3813615

Диван Maralunga сразу же заявил о себе как о продукте, обладающем огромной силой и влиянием на международном рынке. Скрытое новшество в перемещении подголовника от высокого к низкому благодаря механизму, разработанному из простой велосипедной цепи, его обнадеживающему внешнему виду и чрезвычайной простоте его мягкой набивки, полностью суммируют его наиболее характерные особенности.

«Мое намерение с Maralunga, — сказал Вико Маджистретти, — заключалось в том, чтобы спроектировать объект, который представлял бы весь спектр внутренней архитектуры с привычным ощущением. Где-то в тепле, комфорте и уюте, где можно почувствовать себя совершенно непринужденно во вновь обретенных объятиях тех старых, удобных, защищенных кресел для чтения, поднятых к камину или окну. Две позиции, два возможных назначения, два разных способа создать свое личное пространство внутри комнаты».

news_288_5-2856248
Maralunga — рисунок Вико Маджистретти. © Архив Studio Magistretti

905 современный стул с наследием

Модель 905 разработанная Вико Маджистретти в 1964 году, производилась Cassina до 2000 года, а затем возвращалась в коллекцию в 2018 году с модификациями отделки, но всегда в полном соответствии с первоначальным проектом и в тесном сотрудничестве с фондом Vico Magistretti.

Идеальное сочетание дерева и седельной кожи, цилиндрические ножки, арочные подлокотники и престижные материалы подчеркивают его элегантный скромный дизайн.

news_288_6-1481330

Nuvola Rossa, революционный книжный шкаф

Простота и эссенциализм являются основными характеристиками этого произведения Вико Маджистретти, созданного в 1977 году. Разработанный как складной книжный шкаф, согласно modus operandi Magistretti, он был создан на основе анализа и переосмысления составляющих элементов и суммы его частей : основы и полок. Результатом стал легкий и современный предмет мебели, который скрывает беспрецедентный строительный проект за «тихим» внешним видом.

news_288_7-2483071

«Простота — самая сложная вещь в мире», Вико Маджистретти

news_288_8-9162622

Патриция Уркиола, арт-директор Cassina, рассказывает о своих отношениях с Вико Маджистретти.

Расцвет итальянского радикального дизайна

Авангардные дизайнеры Италии 60-х годов близки по духу к итальянскому радикальному дизайну. Многие из них — не профессиональные дизайнеры, а архитекторы или художники по основному роду занятий. От того радикальный дизайн иногда называют «антидизайн». Они любили работать в группах: Archizoom во Флоренции, Studio 65 в Турине, Studio 9999, UFO. В основном они возникли в середине и конце 60-х годов. Позже, в 1975 году в Милане возникла группа Alchimia, а в 80-м — группа Memphis, самая молодая и самая известная из всех. Участники этих групп порой переходили из одной в другую. Так, например, Андреа Бранци в середине 60-х основал группу Archizoom, а в 76-ом вступил в группу Alchimia. Архитектор Этторе Соттсасс младший также состоял в Alchimia, а потом основал Memphis.

image_f-9234207

2-3684913

На фото: мебель группы Memphis.

Их деятельность не была бы так заметна, если бы не поддержка производителей. В первую очередь, таких, как Poltronova, Zanotta, Kartell, Gufram. Центром нового движения была Флоренция. Символическим его началом можно считать катастрофическое наводнение во Флоренции в 1966 году. Оно породило дискуссию о том, что значит для современного человека культурное наследие прошлого. Образ блестящей водной глади, из которой торчат верхушки архитектурных шедевров прошлого стал отправной точкой для фантазии о гигантских структурах с ровной поверхностью.

3-2508827

На фото: наводнение в Венеции в 1966 году.

Суперструктуры

Те же «суперструктуры» — это их серия мебели Quaderna, которую выпускает фирма Zanotta.

4-7281074

На фото: коллекция мебели Quaderna.

В конце 60-х хозяин фабрики Zanotta начинает сотрудничать с радикальными дизайнерами.

5-7540359

На фото: консоль со скамьей Zanotta Quaderna. Каркас выполнен из дерева, покрыт пластиком. Отделка скамьи и консоли в виде черно-белых квадратов, величиной 3 см.

6-9316556

На фото: квадратный стол Zanotta Quaderna и рабочий стол Zanotta Quaderna.

Мебель как концепция

Zanotta также выпускала кресло-мешок, набитое пенопластовыми шариками. Как и у прочих предметов радикального дизайна, авторство у него коллективное. Его спроектировали три туринских архитектора: Пьеро Гати, Чезаре Паолини, Франко Теодоро.

7-1325795

На фото: Zanotta Sacco Small и Sacco Medium. Идея заключалась в том, чтобы создать «универсальное» сиденье, которое легко адаптировалось бы к любому телу, в любом положении. Sacco, без сомнения, является одним из самых ярких предметов итальянского дизайна.

Дизайнеры желали превратить его в самый неформальный, самый универсальный, самый свободный, самый мягкий, самый эргономичный стул без определенной формы. Именно по этой причине он пережил все мыслимые «измы», сохраняя величайшую из всех ценностей: быть концепцией, которая намного превосходит время.

8-5583791

На фото: Zanotta Sacco Small и Sacco Medium.

Надувная мебель

В 1967 году мир увидел надувное кресло другого архитектурного трио: Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино и Паоло Ломацци.

9-8915567

На фото: винтажная реклама кресла Zanotta Blow.

10-5769737

На фото: миланское трио Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино, Паоло Ломацци и их надувное кресло.

В том же 1966 году в одной из галерей Пистойи открылась совместная выставка двух флорентийских групп: Superstudio и Archizoom. В их небольшой экспозиции стояли прототипы мебели и светильники, которые вскоре начала выпускать фирма Poltronova. Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино, Паоло Ломацци также сотрудничали с компанией Poltronova. Она выпускала их кресло «Джо» в виде бейсбольной перчатки:

11-9088856

На фото: кресло Joe фабрики Poltronova.

Главный дизайнер, с которым эта фирма сотрудничала в 60-е годы, — Этторе Соттсасс. Он спроектировал около 50 предметов для Poltronova.

12-6611507

На фото: зеркало Ultrafragola для Poltronova в стилистике оп-арта.

Парадоксальный дизайн

Другие две важные фигуры, подготовившие расцвет итальянского радикального дизайна — Бруно Мунари и Энцо Мари.

Бруно Мунари — авангардный художник, начинавший еще в 20-е годы, сначала примыкал к футуристам, потом был близок к сюрреалистам. После войны работал промышленным дизайнером. Известен своим насмешливым парадоксальным образом мыслей. Его главный труд — Art of Design — до сих пор вдохновляет новые поколения молодых дизайнеров и является их настольной книгой.

13-7391006

На фото: промышленный дизайнер Бруно Мунари.

Неудобная мебель

Статья «Исследования удобства неудобного кресла», опубликованная в 1944 году, проиллюстрирована серией смешных снимков, где Мунари запечатлен сидящим в одном и том же кресле в максимально нелепых позах.

14-9630561

На фото: Бруно Мунари в поисках удобства в неудобном кресле.

Он рассуждает о том, что дизайнеры часто жертвуют комфортом ради уникальности вещи, но тем самым они дарят человеку новые способы сидеть в кресле, пусть и не столь расслабляющие. Мунари не осуждает и не советует, он находит в ситуации возможность для веселой игры. Он редкий пример размышляющего дизайнера, сомневающегося во всем, в том числе и в себе.

15-2469454

На фото: арт-объект Zanotta Singer от Мунари оснащен наклонным сидением из алюминия. Дизайнер позиционирует его как «стул для коротких визитов».

«Когда мы почувствуем, что объекты, которым мы пользуемся каждый день, и все наше предметное окружение становится почти искусством, значит мы достигли сбалансированной жизни», — Бруно Мунари.

Мебель своими руками

Энцо Мари был дружен с Мунари и многому от него научился. Он не предлагает готовое решение и не задает жестких правил игры. Мари впервые обратил снимание на то, какую приниженную роль играет в модернистском дизайне конечный потребитель. Проект Autoprogettazione 1973 года — набор исчерпывающих инструкций, позволяющий собрать необходимую для жизни мебель своими руками из подручного материала. Потребитель сам становится автором предметов, с которыми живет.

16-3431284

На фото: мебель Энцо Мари из серии Autoprogettazione.

Мебель из пластика

Развитие технологии позволило разнообразнее и шире использовать пластик. Передовые дизайнеры проектировали многочисленные предметы для Kartell и B&B Italia. Впервые итальянский радикальный дизайн заявил о себе за пределами страны на выставке в нью-йоркском музее современного искусства в 1972 году. Там было 180 экспонатов: как предметов интерьера, так и фантастических разработок, предлагающих тотальное переустройство всей жилой среды.

17-1130831

На фото: тумбочка Kartell Componibili Smile и сборные тумбочки Kartell Componibili. Проектное решение, давшее жизнь системе Componibil — обычная установка отдельных элементов друг на друга, которые посредством простых соединений, становятся практичной мебельной стенкой.

Статья подготовлена по материалам лекции Артёма Дежурко «Постмодернистский промышленный дизайн (1960-1980-е гг.)» курса «История дизайна» от Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Новые статьи