Спектр возможностей современного ребенка очень широк. Хочешь учиться – пожалуйста — вот тебе современные технологии: компьютер, интернет, развивающие или логические игры. Решил заняться спортом – превосходно — на выбор множество секций: теннис, хоккей, плавание, легкая атлетика и так далее. А сколько интересных, ярких красивых вещей! Все тебе — любимый современный ребенок, все, для того чтобы тебе было комфортно, уютно и интересно.

Однако, как отмечают специалисты образовательной сферы, такие важные компоненты развития личности как интерес и мотивация к деятельности значительно снизились у нынешнего поколения. Почему так происходит? Ведь современному ребенку доступно намного больше, чем, к примеру, детям 80-х годов.

Последние психологические исследования показали, что наши дети получают иные ценностные ориентиры нежили их сверстники 15 — 20 лет назад. Увлечения современных подростков изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими. Это не удивительно, ведь мы с вами вошли в новую эру — эру «материальных ценностей». К примеру, сегодня школьник уже иначе понимает слово дружба, если раньше друга выбирали по определенным личным качествам (смелость, ответственность, умение хранить тайну и др.), то теперь выбор зачастую определяет наличие у потенциального товарища последней модели сотового телефона, или компьютера.

На психику современного школьника особенно влияет и та информация, которую он получает через Интернет и телевизор. Сегодня психологи и врачи рекомендуют школьнику смотреть телевизор не более часа в день, так как это способствует возникновению психического напряжения, быстрой утомляемости и снижению саморегуляции. Особенно это актуально для младшего школьного возраста.

Но как этого добиться на практике, если экраны телевизора и компьютера буквально «как медом намазаны» и со страшной силой притягивают к себе ребят. И часто бывает так, что в повседневной жизни мы, сами подталкиваем ребенка к телевизору и компьютеру, а порой полностью отдаем его «на воспитание» этим достижениям современной технической мысли. Как следствие, у современного учащегося появляется все больше заболеваний психологического характера: всевозможные фобии, тревожность, неадекватная самооценка, агрессия. Новое телевидение преподносит ребенку только конечный результат успеха, а сам трудоемкий процесс всегда оказывается за кадром. Во многом поэтому наши дети часто ленятся на уроках, мало чем интересуются в жизни, ведь по телевизору или в компьютерной игре все так просто и быстро получается. Для достижения реального результата не нужно затрачивать время и прикладывать особых усилий.

Мы провели небольшое исследование в одной из школ Санкт-Петербурга (выборка 5 — 10 классы) и предложили ребятам нарисовать человека, который срывает яблоко. В результате больший процент учащихся изобразил конечный результат, а не сам процесс, то есть человека, который уже держит в руке яблоко. Можно по-разному интерпретировать все полученные результаты экспериментов и исследований – ясно одно, что современный ребенок нуждается в помощи взрослого человека, родителя, специалиста способного показать и «зажечь» искру интереса к тому, что происходит вокруг. Помочь сделать выбор между пассивной, однообразной судьбой, в которой за тебя всегда делают выбор, говорят, куда и зачем необходимо идти, и яркой, интересной жизнью, в которой нет места меланхолии и однообразию.

Только во взаимодействии семья и школа (детский сад) могут помочь ребенку сформироваться, стать всесторонне развитой личностью, успешным человеком, который умеет стать цели и видит пути их достижения!