skolko-segodnya-stoit-kartina-malevicha-chernyj-kvadrat-300x169-1995985

«Черный квадрат»… Казалось бы, что может быть проще: взять кисть и нарисовать черный квадрат. Тем более с подобной задачей готов справиться даже ребенок. Однако далеко не каждая картина способна стоить миллионы долларов. В чем же дело? Дань моде, искусственная реклама, способность к рассуждению или все же скрытый талант? Вопросов, глядя на данную картину, больше, чем ответов. А если учесть, что ежедневно стоимость полотна увеличивается, равно как и желающих ее приобрести, значит, картина действительно выдающаяся и особенная.

Во все времена произведения искусств были выгодной и надежной инвестицией финансов. Качественные и редкие полотна не утрачивают собственной значимости, а, напротив, по прошествии времени становятся лишь более дорогими. Однако это не касается тех случаев, когда экземпляры оказывались подделкой. К слову, неопытные коллекционеры нередко попадаются на такие работы. Картины именитых мастеров кисти способны стоит тысячи и даже десятки миллионов долларов, как и произошло с самыми дорогими работами, принадлежащими М. Ротко и К. Малевичу (свыше 80 млн. долларов). Кстати, кроме «Черного квадрата», были написаны белый и красный квадраты, но это так, между прочим.

Содержание статьи

Что влияет на стоимость картины

У полотен, как правило, не существует конкретного стабильного ценника: они реализуются посредством аукционов. В частности, если имеется в виду живопись старых художников. Цена устанавливается не самим автором. Ориентировочную стоимость на то или иное полотно способны назвать компетентные искусствоведы. Далее картину реализуют за такую цену, какую готов дать покупатель в ходе торгов.

На приблизительную стоимость влияет:

  • популярность картины;
  • культурное значение;
  • раритетность;
  • величина фамилии автора;
  • состояние, в котором находится полотно;
  • история, связанная с картиной;
  • предыдущая оценка и предыдущий хозяин;
  • прочие сопутствующие факторы, к примеру, материал рамы, наличие другой картины под верхней толщиной слоя, автограф и т. д.).

Истинная цена во время аукциона оказывается выше, если к лоту проявляют интерес покупатели. Следовательно, даже малоизвестная картина способна стать дороже известной, когда на нее претендует сразу несколько коллекционеров. Каждый из последних пытается поставить цену выше своего конкурента, тем самым повышая стоимость.

Примечание. В дальнейшем Казимир Малевич сделал пару повторений знаменитого черного квадрата. На сегодняшний день известно о 4 вариантах картины «Черный квадрат», которые отличаются рисунком, цветом, фактурой. К слову, имели место многочисленные картины Малевича, где ключевая роль отведена черному квадрату. Многие из них, согласно комментариям, подчеркивают значение квадрата в качестве узловой составляющей супрематизма. Как раз сам квадрат и включен в многофигурные супрематические композиции автора.

Сколько стоит оригинал знаменитого творения

Сразу заметим, что полотно Малевича не числится ни у одного коллекционера либо торгового дома. Оно находится в собственности Государственной Третьяковской галереи, являясь экспонатом музея, а потому не выставляется на продажу. Как и другие оригиналы картин музея, картина застрахована на сумму в 1 млн. руб. Полотно, изображающее на белом фоне квадрат черного цвета, имеет размер 79,5×79,5 см.

Между тем экспертами называется более высокая стоимость. К примеру, старейшим аукционным домом Sotheby’s работа оценивается в 20 млн. долларов. Именно таким был бы стартовый ценник, если картина оказалась на торгах. Итоговая же стоимость вполне может превышать 80 млн. долларов.

С чем связана столь высокая стоимость

skolko-segodnya-stoit-kartina-malevicha-chernyj-kvadrat1-300x169-1855994

Есть ряд факторов, повлиявших на цену «Черного квадрата», автором которого является Казимир Малевич.

  1. Популярность. Безусловно, этот критерий едва ли не основной, ведь о существовании данной картины знает даже ребенок. Прошло более столетия с тех пор, как была написана работа. Русский авангард является наследием истории искусств, однако споры вокруг данного полотна не утихают и поныне.
  2. Культурное достояние. Казимир Малевич свое полотно называл нулевым отсчетом нового искусства. Картина «Черный квадрат» явилась манифестом супрематизма (течение в искусстве, в дальнейшем повлиявшее на культуру, в частности на дизайн).
  3. Именитый мастер. Малевич является ведущим русским авангардистом, основателем нескольких школ живописи. Вклад художника в искусство неоценим. Следовательно, полотна творца стоят немало, а некоторые даже больше, чем «Черный квадрат».
  4. Несколько слоев. Исследователями в 2015 г. благодаря рентгену было обнаружено под верхним слоем еще пару рисунков, выполненных К. Малевичем, а также надпись. Последнюю частично удалось расшифровать. Данные находки только повышают цену картины.

История приобретения «квадрата»

Картину «Черный квадрат» автор создал в 1915 г. Позднее в силу разных причин художник неоднократно ее повторил. На сегодняшний день известно 4 разные версии данного полотна, которые хранятся в музеях Российской Федерации. Одна из них была выкуплена в 2002 г. Владимиром Потаниным за 1 млн. долларов и подарена Эрмитажу. К слову, картина в торгах не участвовала, поскольку ее сняли благодаря указаниям российского правительства. В свою очередь, президент аукциона, где планировали продать художественный шедевр, считает, что стоимость могла достигнуть 80 миллионов долларов.

Заключение

И все-таки кто бы и как ни относился к творчеству Казимира Малевича, стоить отдать должное, что работа уникальна. О ней еще долго будут говорить и ценители искусства, и простые обыватели. В любом случае вовсе не каждый способен понять и вникнуть в суть черного пятна в центре.

Топ-10 самых дорогих работ Казимира Малевича

Наследники Малевича, получившие пять картин художника из Музея Стеделейк в Амстердаме и по одной из Музея современного искусства в Нью-Йорке и Гарвардского университета в Бостоне, все (или почти все?) их так или иначе распродали (и, что понятно, именно они возглавляют топ-10 работ Малевича, проданных на аукционах). Теперь вероятность появления на открытых торгах живописных произведений художника близка к нулю. Или все же нет? «Артгид» предлагает проследить за судьбой самых дорогих работ автора «Черного квадрата».

wide_detail_picture-3533506

1. Супрематическая композиция. 1916. Холст, масло. 88,5 х 71. Продана на аукционе Sotheby’s, Нью-Йорк, 3 ноября 2008 года за $60 млн

april-2008

Выставлена на аукцион наследниками художника. Картина экспонировалась в 1927 году на берлинской выставке Große Berliner Kunstausstellung, проходившей с 7 мая по 30 сентября 1927 года. Малевич прибыл в Берлин 29 апреля, а его экспозиция в рамках выставки открылась 14 мая. Но уже 5 июня художник вынужден был вернуться в СССР (советские чиновники не продлили ему заграничную визу), оставив все размещенные на выставке работы (около семидесяти) на попечение немецкого архитектора Гуго Херинга и надеясь вернуться за ними в будущем году, однако за границу его так больше и не выпустили. Незадолго до смерти Херинг передал хранившиеся у него работы в Городской музей Амстердама (музей Стеделейк) с условием ежегодных выплат определенных сумм в течение 12 лет, но после смерти Херинга его наследники получили сразу всю сумму (хотя нет никаких подтверждающих это документов), и «Супрематическая композиция», в числе других работ Малевича, вошла в собрание Стеделейка.

С 1970-х годов наследники Малевича пытались добиться возвращения этих картин, но безуспешно, до тех пор пока в 2002 году 14 работ из коллекции Стеделейка не были вывезены на выставку Малевича «Казимир Малевич. Супрематизм» в Музей Гуггенхайма. Часть наследников, будучи гражданами США, возбудила на территории США иск против голландского музея, и Стеделейк предпочел внесудебное соглашение, вернув им пять из тридцати шести хранившихся в музее живописных работ (в том числе и «Супрематическую композицию») в обмен на отказ от дальнейших претензий. Это полотно до сих пор остается самой дорогой картиной русского художника, когда-либо проданной на аукционе.

2. Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале). 1920–1922. Холст, масло. 100,2 х 59,2. Продан на аукционе Sotheby’s, Нью-Йорк, 5 ноября 2015 года за $37,77 млн

content_02_mal-9460472

«Черный крест на красном овале» повторяет судьбу «Супрематической конструкции» — это одна из пяти картин, возвращенных наследникам из Стеделейка.

3. Супрематизм. 18-я конструкция. 1915. Холст, масло. 53,3 х 53,3. Продана на аукционе Sotheby’s, Лондон, 24 июня 2015 года за £21,43 млн ($33,76 млн)

content_03_mal-8794095

Та же история, что в двух предыдущих случаях. Судьба оставшихся двух полотен, переданных наследникам из Стеделейка, такова: картина «Супрематизм: живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении» (1915) была продана в 2011 году в Институт искусств, Чикаго (сумма не разглашается), а «Письменный стол и комната» (1913) фигурировали на последней выставке Малевича в Тейт Модерн (16 июля — 26 октября 2014) как «предоставленные анонимно» (даже не традиционное «частное собрание» в случае тех коллекционеров, которые желают сохранить инкогнито). Что это значит — остается загадкой.

4. Супрематическая композиция. 1919–1920. Холст, масло. 80,5 х 80,5. Продана на аукционе Phillips 11 мая 2000 года за $17 млн

content_04_mal-3939733

Как и предыдущие, эта картина экспонировалась на берлинской выставке Große Berliner Kunstausstellung в 1927 году и после отъезда художника в СССР осталась в Германии. В 1935 году тогдашний директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр вывез «Супрематическую композицию» и еще двадцать работ в Нью-Йорк на выставку «Кубизм и абстрактное искусство». К тому моменту в Германии у власти уже были нацисты, и «дегенеративное искусство» Малевича приходилось прятать. Прятал его у себя в подвале в Ганновере директор Provinzialmuseum Александр Дорнер, который передал их Барру тайно. Барр также тайно их вывез, а потом попросту оставил в МоМА, где многие из них и находятся до сих пор. В 1999 году по соглашению с наследниками Малевича музей вернул им «Супрематическую композицию» и несколько графических работ.

5. Автопортрет. 1909–1910. Бумага, гуашь, акварель, карандаш. Диаметр 25,1. Продан на аукционе Sotheby’s, Лондон, 3 февраля 2015 года за £5,75 млн ($8,66 млн, рекорд для графики Малевича)

content_05_mal-3343179

Это один из трех автопортретов, созданных Малевичем между 1908 и 1911 годами (два других хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее). Он происходит из коллекции Георгия Костаки, продавшего его в 1962 году. 5 февраля 2004 года он уже продавался на аукционе Christie’s в Лондоне, и тогда цена его продажи составила £162 тыс., то есть за одиннадцать лет стоимость «Автопортрета» выросла более чем в 35 раз.

6. Голова крестьянина. Около 1911. Бумага на картоне, гуашь, уголь. 46 х 46. Продана на аукционе Sotheby’s, Лондон, 2 июня 2014 года за £2,1 млн ($3,5 млн)

content_06_mal-2717836

Эта работа экспонировалась еще на организованной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой выставке «Ослиный хвост» в 1912 году, и также участвовала в берлинской выставке 1927 года, во время которой художник подарил ее Гуго Херингу. Затем она по наследству перешла к его жене и дочери. В 1975 году «Голова крестьянина» была продана через галерею Гмуржинска в Кельне отцу владельцев, которые и выставили ее на торги Sotheby’s.

7. Супрематическая фигура. 1931–1932. Холст, масло. 71 х 44,5. Продана на аукционе Bonhams, Лондон, 21 июня 2004 года за £780 тыс. ($1,43 млн)

content_07_mal-6784095

Принадлежала семье художника, затем коллекционеру Соломону Шустеру, у которого была приобретена в 1960-х годах.

8. Пейзаж с двумя фигурами. 1931. Холст, масло. 48 х 58,5. Продан на аукционе Christie’s, Лондон, 30 июня 1999 года за £460 тыс. ($724 тыс.)

content_08_mal-1899792

Принадлежал ученице Малевича Анне Лепорской, от которой перешел по наследству ее падчерице Нине Суетиной. Продан выставившему ее на аукцион владельцу через галерею Гмуржинска, Кельн.

9. Голова крестьянина. 1910. Картон, гуашь. 46 х 46. Продана на аукционе Sotheby’s, Лондон, 22 июня 1993 года за £230 тыс. ($342,2 тыс.)

content_09_mal-3764106

Хотя эта «Голова крестьянина» не имеет такого внушительного провенанса, как в предыдущих случаях, она зато имеет богатую выставочную историю: она фигурировала на ретроспективе «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», прошедшей в 1 919–1920 годах в рамках XVI-й Государственной выставки в Москве, была на той же выставке 1927 года в Берлине, что и первые четыре самые дорогие работы художника, и поэтому долгое время держала аукционный рекорд для графических работ Малевича, который был побит лишь в прошлом году другой «Головой крестьянина» (№ 6 в нашем списке).

10. Супрематизм. 34 рисунка. Уновис, Витебск, 1920. Литографированное издание. 22 х 18. Продано на аукционе Sotheby’s, Лондон, 25 июня 1997 года за £91 тыс. ($151,6)

content_10_mal-4789827

Полная книга с 34 литографиями, обложкой и четырьмя страницами факсимильного рукописного текста художника, ручная печать (при участии Эль Лисицкого) в литографской мастерской Уновиса (подробно все 34 рисунка можно увидеть, например, здесь). Сколько экземпляров книги было напечатано, точно неизвестно, — предположительно, около ста.

  • 0
  • 0
  • 0

Публикации

medium_preview_picture-6006519

Будущее толкни. «Победа над Солнцем», Ларионов и Гончарова сегодня

Посмотрев две свежие версии оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем», Валентин Дьяконов задумался о том, как после них выглядит авангард.

medium_preview_picture-9885233

Малевич и наследники

Софья Крынская о наследии, наследстве и наследниках великого и ужасного Казимира Малевича.

Сколько сегодня стоит картина Малевича «Черный квадрат»

skolko-segodnya-stoit-kartina-malevicha-chernyj-kvadrat-300x169-1995985

«Черный квадрат»… Казалось бы, что может быть проще: взять кисть и нарисовать черный квадрат. Тем более с подобной задачей готов справиться даже ребенок. Однако далеко не каждая картина способна стоить миллионы долларов. В чем же дело? Дань моде, искусственная реклама, способность к рассуждению или все же скрытый талант? Вопросов, глядя на данную картину, больше, чем ответов. А если учесть, что ежедневно стоимость полотна увеличивается, равно как и желающих ее приобрести, значит, картина действительно выдающаяся и особенная.

Во все времена произведения искусств были выгодной и надежной инвестицией финансов. Качественные и редкие полотна не утрачивают собственной значимости, а, напротив, по прошествии времени становятся лишь более дорогими. Однако это не касается тех случаев, когда экземпляры оказывались подделкой. К слову, неопытные коллекционеры нередко попадаются на такие работы. Картины именитых мастеров кисти способны стоит тысячи и даже десятки миллионов долларов, как и произошло с самыми дорогими работами, принадлежащими М. Ротко и К. Малевичу (свыше 80 млн. долларов). Кстати, кроме «Черного квадрата», были написаны белый и красный квадраты, но это так, между прочим.

Что влияет на стоимость картины

У полотен, как правило, не существует конкретного стабильного ценника: они реализуются посредством аукционов. В частности, если имеется в виду живопись старых художников. Цена устанавливается не самим автором. Ориентировочную стоимость на то или иное полотно способны назвать компетентные искусствоведы. Далее картину реализуют за такую цену, какую готов дать покупатель в ходе торгов.

На приблизительную стоимость влияет:

  • популярность картины;
  • культурное значение;
  • раритетность;
  • величина фамилии автора;
  • состояние, в котором находится полотно;
  • история, связанная с картиной;
  • предыдущая оценка и предыдущий хозяин;
  • прочие сопутствующие факторы, к примеру, материал рамы, наличие другой картины под верхней толщиной слоя, автограф и т. д.).

Истинная цена во время аукциона оказывается выше, если к лоту проявляют интерес покупатели. Следовательно, даже малоизвестная картина способна стать дороже известной, когда на нее претендует сразу несколько коллекционеров. Каждый из последних пытается поставить цену выше своего конкурента, тем самым повышая стоимость.

Примечание. В дальнейшем Казимир Малевич сделал пару повторений знаменитого черного квадрата. На сегодняшний день известно о 4 вариантах картины «Черный квадрат», которые отличаются рисунком, цветом, фактурой. К слову, имели место многочисленные картины Малевича, где ключевая роль отведена черному квадрату. Многие из них, согласно комментариям, подчеркивают значение квадрата в качестве узловой составляющей супрематизма. Как раз сам квадрат и включен в многофигурные супрематические композиции автора.

Сколько стоит оригинал знаменитого творения

Сразу заметим, что полотно Малевича не числится ни у одного коллекционера либо торгового дома. Оно находится в собственности Государственной Третьяковской галереи, являясь экспонатом музея, а потому не выставляется на продажу. Как и другие оригиналы картин музея, картина застрахована на сумму в 1 млн. руб. Полотно, изображающее на белом фоне квадрат черного цвета, имеет размер 79,5×79,5 см.

Между тем экспертами называется более высокая стоимость. К примеру, старейшим аукционным домом Sotheby’s работа оценивается в 20 млн. долларов. Именно таким был бы стартовый ценник, если картина оказалась на торгах. Итоговая же стоимость вполне может превышать 80 млн. долларов.

С чем связана столь высокая стоимость

skolko-segodnya-stoit-kartina-malevicha-chernyj-kvadrat1-300x169-1855994

Есть ряд факторов, повлиявших на цену «Черного квадрата», автором которого является Казимир Малевич.

  1. Популярность. Безусловно, этот критерий едва ли не основной, ведь о существовании данной картины знает даже ребенок. Прошло более столетия с тех пор, как была написана работа. Русский авангард является наследием истории искусств, однако споры вокруг данного полотна не утихают и поныне.
  2. Культурное достояние. Казимир Малевич свое полотно называл нулевым отсчетом нового искусства. Картина «Черный квадрат» явилась манифестом супрематизма (течение в искусстве, в дальнейшем повлиявшее на культуру, в частности на дизайн).
  3. Именитый мастер. Малевич является ведущим русским авангардистом, основателем нескольких школ живописи. Вклад художника в искусство неоценим. Следовательно, полотна творца стоят немало, а некоторые даже больше, чем «Черный квадрат».
  4. Несколько слоев. Исследователями в 2015 г. благодаря рентгену было обнаружено под верхним слоем еще пару рисунков, выполненных К. Малевичем, а также надпись. Последнюю частично удалось расшифровать. Данные находки только повышают цену картины.

История приобретения «квадрата»

Картину «Черный квадрат» автор создал в 1915 г. Позднее в силу разных причин художник неоднократно ее повторил. На сегодняшний день известно 4 разные версии данного полотна, которые хранятся в музеях Российской Федерации. Одна из них была выкуплена в 2002 г. Владимиром Потаниным за 1 млн. долларов и подарена Эрмитажу. К слову, картина в торгах не участвовала, поскольку ее сняли благодаря указаниям российского правительства. В свою очередь, президент аукциона, где планировали продать художественный шедевр, считает, что стоимость могла достигнуть 80 миллионов долларов.

Заключение

И все-таки кто бы и как ни относился к творчеству Казимира Малевича, стоить отдать должное, что работа уникальна. О ней еще долго будут говорить и ценители искусства, и простые обыватели. В любом случае вовсе не каждый способен понять и вникнуть в суть черного пятна в центре.

Белый квадрат

Казимир Малевич

white-on-white-malevich-1918-pnglarge-5489579

    8)>">

  • <<::album.Title>>

Белый квадрат

Казимир Малевич
  • Дата: 1917 — 1918
  • Cтиль:Супрематизм
  • Жанр:абстракция
  • Медиа:масло , холст
  • Локация: Нью-Йоркский музей современного искусства
  • Размеры: 79,4 x 79,4 см

order2x-3992378

Заказать
репродукцию

«Белое на белом» («Белый квадрат», «Белый квадрат на белом фоне») — картина, написанная в 1918 году Казимиром Малевичем, принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названному Малевичем супрематизмом. Белый квадрат был одним из трёх супрематических квадратов Малевича, два других — чёрный и красный.

Картина Малевича написана двумя близкими оттенками белого цвета. Фон картины написан чуть тёплым оттенком, с долей охры. Квадрат написан холодным голубоватым оттенком. Он немного повёрнут и находится ближе к правому верхнему углу — такое положение создаёт иллюзию движения.

К 1918 году Малевич проходит период «белого супрематизма». Картина была написана в 1918 году (по другим данным в 1917) и впервые показана на персональной Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве весной 1919 года. В 1927 году «Белый квадрат» показывался на выставке в Берлине, после которой он так и остался на Западе.

«Белый квадрат» стал вершиной беспредметности, к которой шёл Малевич, так как вряд ли что-либо может быть бессюжетнее и беспредметнее, чем белый квадрат на белом же фоне. Художник признавался в том, что белый цвет притягивает его своей безграничностью и свободой. «Белый квадрат» часто рассматривается как один из первых примеров монохромной живописи.

Это одно из немногих полотен Малевича, оказавшихся в собраниях США и легко доступных для американской публики. Возможно, по этой причине в Америке эта картина превосходит по известности другие работы Малевича, не исключая и «Чёрный квадрат», и рассматривается как вершина супрематизма в целом. Её репродукция размещена на обложке 3 тома пятитомного собрания сочинений художника. В «Зимней эклоге» Иосиф Бродский писал про ангелов:

По мнению Андрея Накова, в бывших советских республиках «Белый квадрат» уступает по известности Чёрному главным образом из-за ассоциаций «белого супрематизма» с Белым движением. Но сам Малевич хотел отмежеваться от политического значения слова «белый» и писал:

Произведения «белого супрематизма», показанные на выставке в 1919 году, завершили четырёхлетний период развития живописного супрематизма и художественные средства супрематизма оказались исчерпаны для Малевича, отчего он оказался в состоянии кризиса, которое было запечатлено в одном из самых драматичных текстов Малевича — манифесте «Супрематизм».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →