Говорят, посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Это одна из тех банальных истин, которые верны безоговорочно: дела человека куда больше, чем жизненные обстоятельства, определяют его судьбу. И именно поэтому, основываясь на ПОСТУПКАХ человека, мы можем сделать верные выводы о том, кто он, каков он и на что способен. Вот и я, столкнувшись со Стеллой Мирошкиной, довольно быстро поняла – это человек большой судьбы.

Свело нас важное лично для меня дело: конкурс рисунков по моей собственной книге: «Привет, я – Монстрик». Книга мне самой очень нравится, я вложила в нее душу и мое представление о том, как надо растить ребенка: любить и уважать его таким, каков он есть, заботиться, но не ограничивать его самостоятельность в делах, мыслях и чувствах. Но это, как говорится, сверхзадача. Никаких советов в книге вы не найдете. Это просто сказочная история маленького Монстрика, в которой есть похищения и погони, компьютеры и чемпионаты, дружба и предательство.

Детям книга нравится и, как написала 13-летняя Маша Савельева из города Петрозаводска, «… было очень интересно читать историю про Маленького Монстрика. А рисовать было приятно и весело».

Вот дети и рисовали. Если вы побывали на выставке рисунков, то, наверное, обратили внимание, как много работ прислано детьми из Гатчины. И каких работ! Знаете, когда дети-дошкольники (а есть даже рисунок Богдана Тюменцева, которому всего 3 года!) рисуют так осмысленно и так, я бы сказала – празднично, это о чем-то говорит, верно?

Так вот, все дети из Гатчины – участники программы «Школьная экологическая инициатива», а руководит программой Стелла Мирошкина. Но это я уже узнала несколько позднее, а сначала меня поразило отношение Мирошкиной к конкурсу, к делу, которое, как я уже писала, важному лично для меня. Без лишних слов, в очень деловой и, в то же время, очень доброжелательной манере, она организовала работу детей, действовала четко и целенаправленно, с удивительной обязательностью и поразившим меня умением входить в каждую СУЩЕСТВЕННУЮ деталь при полнейшем игнорировании деталей НЕСУЩЕСТВЕННЫХ. Согласитесь, я не могла не заинтересоваться человеком, чьи поступки свидетельствовали о его явной незаурядности.

Поэтому я зашла в свой любимый поисковик, впечатала имя так поразившей меня женщины и …Господи! Ну, есть же еще и в наше время великие люди! Великие не громадьем планов и грандиозностью замыслов, а гигантским трудом, направленным на воплощение замечательной идеи, и поразительностью результатов.

Знакомьтесь!

Стелла Марковна Мирошкина, заслуженный эколог Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии МАНЭБ, кавалер почетных знаков и отличий.

1990 год

Рождение Межрегионального экологического движения «Гатчина – Гатчинский район – Санкт-Петербург – Кронштадт»

1992 год

«…создан «Госатомнадзор» и отдел с символическим названием «полигон Чистая Ижора», который под руководством неутомимой Стеллы Марковны становится местом всесторонних экологических исследований, базой для создания региональной системы экологической безопасности, которую сегодня взяли на вооружение многие города Северо-Европейского округа России. …борец по натуре, человек с сильной волей, энергичным характером, С.М. Мирошкина не останавливается на достигнутом, постоянно расширяя поле своей деятельности, вовлекая в него все новых людей. Она обладает удивительным свойством убеждать даже своих противников. Сама сгорая, не щадя своих сил и здоровья, зажигает очередной идеей окружающих, и круг ее друзей, соратников растет (из газеты «Гатчинская правда»)»

1998 год

Указом № 737 Президента РФ от 30 июня 1998 г. почетное звание «Заслуженный эколог Российской Федерации» присвоено Мирошкиной Стелле Марковне — начальнику отдела полигона Чистая Ижора.

«Имя С.М. Мирошкиной сегодня хорошо знают многие (как взрослые, так и дети) не только в Гатчинском регионе, но и далеко за его пределами. Она стояла у истоков зарождения экологического движения «Гатчина — Санкт-Петербург», давшего начало уникальной в своем роде региональной системе экологической безопасности, одним из разделов которой является «Образование». Создатель программы «Школьная экологическая инициатива», Стелла Марковна главной задачей поставила для себя экологическое воспитание подрастающего поколения (из газеты «Гатчинская правда»)»

2005 год

Движению «Школьная экологическая инициатива» – 15 лет.

«Департамент природопользования и охраны окружающей среды Комитета экономического развития Ленинградской области поздравляет с юбилеем Межрегиональное общественное экологическое движение «Гатчина – Гатчинский район – Санкт-Петербург – Кронштадт», реализующее программу «Школьная экологическая инициатива», которому исполняется 15 лет… Практические результаты, полученные школьниками, выходят за рамки школьного образования и, по существу, могут являться источниками рекомендаций для администраций г. Гатчины, Гатчинского района и Правительства ЛО. Вице-губернатор Ленобласти Г.В. Двас».

«Уважаемая Стелла Марковна! Невозможно переоценить важность и полезность той многогранной работы, которой занимаетесь Вы, Ваши коллега, участвующие в Движении: студенты и школьники. Как мне кажется, главным итогом Вашей 15-летней деятельности можно считать то, что Вашими усилиями огромное число людей, прежде всего, молодежи, осознало необходимость экологических знаний и экологической культуры, высочайшей ответственности человека перед окружающим его миром. А.Н. Грешневиков, зам председателя Государственной Думы РФ по экологии».

2010 год

Подводятся первые итоги деятельности программы «Школьная экологическая инциатива» по проекту SPRILO «Противодействие бедности посредством дополнительного образования школьников из бедных семей». Вот так работает«Школьная экологическая инициатива», разрастаясь и преодолевая многочисленные трудности, постоянно нуждаясь в средствах и постоянно доказывая, как много зависит от каждого из нас.

В рамках программы ежегодно проводятся научно-практические конференции школьников под девизом «ЭКОЛОГИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ. ЖИЗНЬ»

Регулярно организуются олимпиады школьников по экологическим тематикам, проводятся конкурсы рисунков, плакатов, компьютерной графики, фотографий на все те же экологические темы:

  •  Разработка проектов
  •  Представление проектов в «Комитете природопользования и охраны окружающей среды»
  •  Ролевая игра «Как найти деньги на проект»
  •  Постоянно ведутся тренинги, лекционные и семинарские занятия, ролевые и компьютерные экологические игры.
  •  Организуются экскурсии, трудовые десанты, экологические акции и мероприятия.

Начиная с 1993 года, работает летний экологический лагерь, где школьники осуществляют полевые исследования по контролю окружающей природной среды и защищают свои экологические проекты.

Ежегодно издаются информационно-исследовательские сборники «Экология. Безопасность. Жизнь» исследовательских и творческих работ школьников и студентов, а также методические пособия с новыми методиками и информационными материалами, исследовательскими работами учёных, специалистов, преподавателей.

И все это на таком высоком научном и деловом уровне, что результаты работы программы «Школьная экологическая инициатива» используют университеты, институты, академии, экологические клубы и кружки, библиотеки, центры внешкольной работы, законодательные и исполнительные органы власти, а также отделы народного образования, преподаватели и воспитатели. Словом, делается так много и так хорошо, что для полного описания достижений участников программы «Школьная экологическая инициатива» у меня просто нет такого количества МБ и я отсылаю вас на сайты программы: www.pnpi.spb.ru/~psei и www.eco.nw.ru.

Только об одном проекте мне хотелось бы сказать еще несколько слов. Проект называется «Противодействие бедности посредством дополнительного образования школьников из бедных семей». Название говорит само за себя. И я рада за юных участников проекта, которые получили уникальную возможность вести исследовательскую деятельность и публиковаться в средствах массовой информации, что в итоге поможет им в дальнейшей профессиональной карьере. Можно сказать, что реализация проекта стала первым шагом к преодолению социального неравенства в области обеспечения права на качественное и доступное образование.

Как видите, я не зря была так восхищена Стеллой Марковной Мирошкиной. Но есть одна сторона ее деятельности, за которую мне хочется просто поклониться этой женщине.

Вот еще маленький отрывок из газеты «Гатчинская правда» (выделено мною – Е.С.):

«Стелла Марковна обладает способностью объединять людей, создавать команду единомышленников, где поощряется любой, даже маленький, успех. Для нее каждый ребенок талантлив, для каждого открыта дверь. Наверное, потому и тянутся к ней дети, отвечая взаимностью за доброту и любовь. Она не понаслышке знает, как это важно — увидеть в ребенке личность, уметь разглядеть в нем что-то особенное. Это качество Стеллы Мирошкиной я заметила и сама, увидела в бережном и уважительном отношении к каждому участнику конкурса по моей книге.»

Ведь что нужно ребенку, чтобы он был счастлив? Да, скорее всего, то, что и любому взрослому: уверенность в себе, в своих силах и возможностях, сознание своей значимости и круг общения, в котором все — друзья и единомышленники.

Именно это дает программа «Школьная экологическая инициатива» каждому ребенку. И я верю, что участников программы ждет успешная интересная жизнь.
Да они уже и сейчас живут так!