Этот удивительный грузовичок появился на черноземных полях СССР фактически накануне развала великого государства. КАЗ 4540 стал венцом модельного ряда «Колхида» Кутаисского автозавода. Изначально автомобиль, выпускаемый практически до конца 20 века, задумывался как транспорт сельскохозяйственного назначения. Создавать грузовик для деревни грузинским конструкторам помогали коллеги из других городов.

Концепция КАЗ 4540

Концепция КАЗ 4540 состояла в создании автопоезда, с помощью которого можно было оптимизировать транспортную цепочку, доставляя урожай с поля к месту хранения и переработки. Традиционные ГАЗы для этого не годились ввиду недостаточной проходимости и малой грузоподъемности.Грузинский грузовик с двумя ведущими осями и приводом на все колеса, имел самосвальный металлический кузов с трехсторонней разгрузкой и выпускался в комплекте с самосвальным прицепом аналогичной конструкции. Схема автомобиля позволяла использовать его в сцепке с комбайнами и тракторами, так как машина имеет проходимость по пашне, сопоставимую с гусеничными машинами. При обеспечивалась щадящая транспортировка 11 тонн сельхозпродукции за один рейс (в кузове и прицепе).Компоновка КАЗ 4540 предусматривала расположение кабины над двигателем, что увеличивало площадь грузовой платформы, повышало обзор водителю и уменьшало колесную базу. Такая компоновка позволила увеличить угол въезда, поднимая проходимость, и почти поровну распределить вес грузовика между передним и задним мостами. Достигнув одинаковой развесовки конструкторы получили возможность использовать на заднем мосту одинарные колеса с широким профилем, что значительно упрощало систему управления давлением в шинах.

Комфорт и экономика грузовика

По тем годам в грузовик обладал отличной эргономикой и давал водителю максимальный комфорт. Этому способствовали фирменная кабина увеличенного объема (за что грузовики «Колхида» носили среди водителей обидное прозвище сервант) с местом для отдыха, рулевой гидроусилитель, вентилятор обдува салона, отопитель.Большая часть агрегатов 160 сильного двигателя ЯМЗ КАЗ были унифицированы с деталями камазовских движков. В условиях советской экономики конкуренция между производителями отсутствовала, поощрялась взаимозаменяемость комплектующих. Благодаря этому выпуск двигателя для КАЗа удалось быстро наладить в самом Кутаиси.Трансмиссия позволяла грузовику снижать скорость до 2 км/ч, перемещаясь в режиме сопровождения уборочного комбайна, а ходовая часть обеспечивала динамичное перемещение по вспаханному и увлажненному полю.Водители, заставшие серийную эксплуатацию КАЗ 4540 единодушно отмечают хороший доступ к основным узлам и агрегатам и связанный с этим легкий ремонт, высочайшую проходимость даже с полной загрузкой, современный кузов с тремя рабочими зонами выгрузки и комфортную кабину.

Недостатки автомобиля

При всех достоинствах автомобиль имел массу детских болезней, от которых кутаисские автомобилестроители смогли бы его с течением времени вылечить. Больше всего нареканий вызывал несовершенный механизм поднятия кабины для ремонтных работ. Его частые отказы приводили к трагическим последствиям. Равная развесовка по передним и задним осям имела свою негативную сторону – она разгружала задний мост и без груза неопытные водители нередко опрокидывали машину. Небольшие объемы серийного производства обуславливали хроническую нехватку запчастей. Поэтому, на автобазах занимались своеобразным «каннибализмом» — одна из вышедший из строя машин вынужденно становилась донором для остальных КАЗов. Водители со стажем не могли забыть дурную славу предшественников КАЗа – седельных тягачей «Колхида» и проецировали свое недоверие на новый колхозный грузовик, отказываясь на нем работать. Машину передавали в руки молодых шоферов, обрекая на быстрый выход из строя.

Успешный и положительный вклад

Тем не менее, влиятельные автоэксперты отмечают, что данный проект при должном подходе руководителей советской автопромышленности имел все шансы стать успешным и внести положительный вклад в выполнение продовольственной программы.Некоторые из этих грузовичков пережили смутные времена и используются фермерами по прямому назначению. Есть данные, что в Грузии по сей день существует мелкосерийное производство этой машины – не более десятка в год.Все самое интересное и актуальное Вы можете узнать на нашем сайте quality21.