РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ

Данные для цитирования: . РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ // Евразийский союз ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Успешное управление инновациями требует тщательного изучения инноваций. Многообразие подходов к определению нововведений обуславливает необходимость их классификации по определенным признакам.

Под классификацией инноваций понимается систематизация знаний о видах инноваций по определенным критериям для определения их места в системе бизнеса.

Разделение инноваций по функциям имеет большое значение, так как позволяет выявить функции инноваций, успешно управлять инновационной деятельностью, увидеть имеющиеся резервы, выбрать наиболее рациональные варианты управленческих решений и выявить сильные и слабые стороны.

В современной экономической литературе большое внимание уделяется вопросу классификации инноваций.

Классификация основана на ряде специфических признаков. Классификационный признак – это отличительный признак определенной группы нововведений.

Классификации инноваций, предлагаемые зарубежными и отечественными авторами, различаются по своему содержанию и количеству используемых классификационных функций.

Следует учитывать и тот фактор, что в настоящее время нет единого подхода к классификации инноваций.

Классификация инноваций по А.И. Пригогину представлена ​​в таблице 1 [4, с.32].

Таблица 3

Классификация инноваций по А. И. Пригожину

Следует отметить, что ряд российских исследователей предлагают подходы, основанные на многокритериальной классификации инноваций. Среди них подходы П. Н. Завлина и А. В. Васильевой, В. В. Горшковой и Е. А. Кретовой, Е. А. Уткиной, Г. И. Морозовой и Н. И. Морозовой, С. Д. Ильенковой.

ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

П. Н. Завлин и А. В. Васильев предлагают классификацию инноваций, основанную на семи классификационных функциях: масштабах, стадиях научно-технического прогресса, степени интенсивности, темпах внедрения, масштабах инноваций, эффективности, результативности инноваций (табл. 4) [2, с. 23].

Таблица 2.

Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационная табличка Типы инноваций
Область использования Управленческий, организационный, социальный, производственный и др.
Этапы научно-технического прогресса, результатом которых стали инновации Научная, техническая, технологическая, конструкторская, производственная, информационная
Степень интенсивности «Бом», равномерный, слабый, массивный
Скорость инноваций Быстрый, медленный, затухающий, восходящий, устойчивый, прыгающий
Сфера инноваций Трансконтинентальный, транснациональный, региональный, крупный, средний, малый
Эффективность Высокий, низкий, средний
Эффективность инноваций экономический, социальный, экологический, интегрированный

В. В. Горшков и Е. А. Кретова в основу схемы классификации инноваций положили два признака: структурные признаки и целевые изменения.

Инновационная деятельность

По структурным характеристикам инновации делятся на три группы:

  • инновации на «входе» в предприятие;
  • инновации на «выходе» из компании;
  • инновации в структуре бизнеса как системы, включающей отдельные элементы и взаимосвязи между ними.

По целевому изменению инновации делятся на технологические, производственные, экономические, коммерческие, социальные и управленческие инновации [1, с.5].

Другие признаки включены в классификацию инноваций Е. А. Уткиной, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками нововведений являются причина возникновения новшества, предмет и объем новшества, характер удовлетворяемых потребностей (табл. 3) [3, с. 23].

Таблица 3

Классификация инноваций по Е.А.Уткину, Г.И.Морозовой, Н.И.Морозовой

Классификационная табличка Тип инновации Содержание инновации
причина Джет Обеспечение выживания фирмы или банка в ответ на новые преобразования, проводимые конкурентом, чтобы конкурировать на рынке
Стратегический Внедрение носит упреждающий характер для достижения решающих конкурентных преимуществ в будущем
Тема и объем Бакалея Новые продукты и услуги
Рынок открывать новые области использования продукта, а также позволять реализовывать услугу на новых рынках
Инновационные процессы Технология, организация производства и процессы управления
Характер удовлетворения потребностей Ориентация на существующие потребности Текущие потребности, которые не полностью или частично покрыты
Ориентация на формирование новых потребностей Потребности в будущем, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т д.

Р. А. Фатхутдинов предлагает следующую классификацию инноваций (табл. 4) [5, с. 53]:

Таблица 4

Классификация инноваций по Р.А. Фатхутдинову

производство (включая тактическое управление); услуга, предоставляемая производителем

По мнению Р.А. Фатхутдинова, эта классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности и может применяться во всех отраслях.

Проанализированы наиболее известные классификации инноваций, которые сгруппированы по ряду признаков. Каждая классификация имеет преимущества, с одной стороны, и недостатки, с другой. Например, слишком широкие классификации позволяют как всесторонне изучить инновацию, так и ввести в заблуждение. Некоторые исследователи критикуют такие классификации за их возможности выбора признаков.

Анализ показывает, что большинство классификаций идентичны друг другу. Кроме того, эти классификации больше предназначены для управления инновациями или научно-теоретического применения, а не для практического использования.

Таким образом, использование различных подходов к классификации инноваций в процессе научных исследований позволит комплексно и системно подойти к проблеме управления инновационной деятельностью компании.

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта quality21.ru — надеемся вам понравилась эта статья и вы поделитесь ею в социальных сетях!