Понятие конфликта и его основные виды. Причины конфликтов в коллективе

Конфликт — отсутствие согласия между двумя или более сторонами — отдельными лицами или группами.

По Дойчу: Конфликт – это взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одной мешает достижению целей другой.

причина — существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие между людьми, мешают достижению целей. В этом случае люди просто вынуждены тем или иным образом преодолевать разногласия, вступать в открытое конфликтное взаимодействие.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию отношений, их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называются дисфункциональными (деструктивными).

Реальные конфликты вызваны неудовлетворенностью тех или иных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо благ и направлены на достижение определенного результата.

Нереалистичные конфликты направлены на открытое выражение накопившихся негативных эмоций, обиды, неприязни, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения определенного результата, а самоцелью.

5 основных типов конфликтов:

между личностью и группой;

Внутриличностный конфликт — участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто явные или несовместимые: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.д.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одной из наиболее распространенных форм является ролевой конфликт, когда разные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, чтобы быть хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т д.), человеку приходится проводить вечера дома, а должность менеджера может вынуждать его оставаться на работе.

Межличностный конфликт. Многие менеджеры считают, что причина в различиях между классами. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов обычно лежат объективные причины. Чаще всего это битва за ограниченные ресурсы: материальные ценности, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т д. Каждый считает, что ресурсы нужны именно ему, а не другому.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои собственные нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отклонения от принятых норм рассматриваются группой как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:

ü проявления «деиндивидуализации», то есть члены группы не воспринимают других людей как личности, как самобытные личности, а воспринимают их как членов другой группы, которым приписывается негативное поведение.

ü Деиндивидуализация способствует проявлению агрессивности по отношению к другим группам;

ü проявления социального сравнения между группами, при котором они более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно опошляют, обесценивают другую группу, дают ей отрицательную оценку («они негодяи, они глупы, они отсталые» и т д.).

Урок№2 Виды конфликтов

ü проявления групповой атрибуции, то есть склонны считать, что именно «внешняя группа несет ответственность за негативные события”.

Социальный конфликт – это «ситуация, когда стороны (субъекты) во взаимодействии преследуют какие-то собственные цели, противоречащие или взаимно исключающие друг друга” .

Этот момент тесно связан с выяснением причин и характера конфликта, а также определением его границ: пространственных, временных, внутрисистемных. Пространственные границы конфликта определяются местонахождением участников (квартира, улица, дом, работа, район и т д и т п.). Временные параметры конфликта связаны с его продолжительностью, включая его начало и окончание.

Начало конфликта связано как минимум с тремя условиями:

1) его первый участник заведомо и активно действует во вред другому участнику посредством физических действий, демаршей, заявлений и т.п;

2) другой участник осознает, что эти действия направлены на него;

3) другой участник реагирования предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что оно началось.

Из этого следует, что конфликт начинается с возможного противостояния сторон. Она возникает только тогда, когда стороны начинают активно противодействовать друг другу, преследовать собственные цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и обычно инициируется инициированием действий одной из сторон, выступающей инициатором конфликта.

Список конфликтных предметов:

1) два участника или две стороны конфликта;

2) взаимная несовместимость ценностей и интересов сторон;

3) поведение, направленное на разрушение планов и интересов противной стороны;

4) применение силы для воздействия на другую сторону;

5) противодействие действиям, поведению сторон;

6) стратегии и тактики разрешения конфликтов;

7) личностные характеристики участников: агрессивность, властность и др.;

8) характер внешней среды, присутствует ли третья сторона и т д

Динамика развития конфликта:

— возникновение конфликтной ситуации,

— осознание конфликтной ситуации,

— правильное конфликтное поведение — взаимно направленные и эмоционально окрашенные действия, затрудняющие достижение целей, интересов противника и способствующие реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

— Развитие или разрешение конфликта зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей сторон, от сути и масштаба самой проблемы, от позиций окружающих людей, от восприятия участниками последствия конфликта, о стратегии и тактике взаимодействия.

Критерии конфликта:

1) взаимозависимость сторон, т.е обе стороны зависят друг от друга, деятельность одного лица определяет действия другого лица

2) осознание ситуации как конфликтной, то есть одна или обе стороны рассматривают действия других людей как заведомо враждебные, мешающие достижению желаемых целей или скромные;

3) выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или рационально приемлемого решения, либо к эскалации конфликта, к обострению борьбы, например из борьбы за взгляды (познавательный) конфликт) они переходят к борьбе индивидов (межличностный конфликт), затем к борьбе между группами и насилию.