Нужда — потребность — запрос — товар — обмен — сделка — рынок
Сущность маркетинга. Основные понятия.
Маркетинг — это предпринимательская деятельность, направляющая движение товаров и услуг от производителя к потребителю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и продажи.
Маркетинг – это процесс планирования и реализации идеи ценообразования, продвижения и реализации идей товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Существует два вида маркетинга:
- философия бизнеса;
- инструмент.
Рассмотрим процесс маркетинговой деятельности:
Продажи — это верхушка айсберга. Если маркетолог хорошо поработал над такими частями маркетинга, как выявление потребностей потребителей; разработайте подходящие товары и установите на них подходящую цену, наладьте систему сбыта и эффективных стимулов, такие товары обязательно пойдут легко.
Смысл маркетинга в том, чтобы сделать продажи ненужными. Его цель — узнать и понять клиента настолько хорошо, чтобы продукт или услуга точно подходили последнему и продавались сами по себе»
Потребность – это ощущение человеком нехватки чего-либо (существуют физиологические, социальные, личностные потребности). Если потребность не удовлетворена, человек чувствует себя огорченным и несчастным. И чем больше для него значит та или иная потребность, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо будет искать предмет, способный удовлетворить потребность, либо попытается ее заглушить.
Потребность – это потребность, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека. Потребности выражаются в предметах, способных удовлетворить потребность способом, присущим культурной структуре данного общества.
Потребности людей практически безграничны, но ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так человек выберет те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в пределах его финансовых возможностей.Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Человеческие нужды, желания и запросы предполагают существование товаров для их удовлетворения. Товар – это все, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен – это акт получения желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Есть четыре способа получить что-то:
- купить (обменять);
- забрать (забрать);
- сделай это сам;
- спросить.
Для осуществления добровольного обмена необходимо выполнение пяти условий:
1. Сторон должно быть не менее двух.
Анализ рынка перед запуском бизнеса. На что обратить внимание?
2. У каждой стороны должно быть что-то, что может представлять ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна иметь возможность общаться и доставлять свои товары.
4. Каждая сторона должна иметь полную свободу принятия или отклонения предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности вести дела с другой стороной.
Сделка — это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами (основная сделка — денежная).
Соглашение зависит от нескольких условий:
1) не менее двух ценностно значимых объектов,
2) согласованные условия реализации,
3) согласованное время завершения,
4) согласованное место.
Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Существует два вида маркетинга:
- ориентированный на продукт или продукт;
- ориентированный на покупателя.
Прибыльные компании используют смешанную форму — интегрированный маркетинг.
- Концепция управления маркетингом.
Общая тенденция развития — смещение акцента с производства и товаров на коммерческую деятельность, на потребителя, усиление внимания к проблемам потребителя и социальной этике.
Существует пять концепций:
- Улучшение производства;
- Улучшение продукта;
- Интенсификация коммерческих усилий;
- Чистый маркетинг;
- Социально-этический маркетинг.
Концепция улучшения производства (30-40) гласит, что потребители будут отдавать предпочтение продуктам, которые широко доступны и доступны по цене, поэтому руководство должно сосредоточиться на улучшении производства и повышении эффективности системы распределения.
Условия использования концепции:
- спрос должен превышать предложение; В этом случае руководство должно сосредоточиться на поиске путей увеличения производства.
- возникает необходимость снижения производственных затрат, требующих повышения производительности.
Концепция улучшения продукта гласит, что потребители будут отдавать предпочтение продуктам, которые обладают наивысшим качеством, лучшими характеристиками и производительностью, поэтому организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном улучшении продукта.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (50-е годы) говорит о том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточном количестве, если она не приложит значительных усилий в маркетинге и продвижении (производитель стал задумываться о психологическом воздействии на покупателей). Используется для товаров пассивного спроса (товаров, о которых человек не думает).
Концепция чистого маркетинга (новая бизнес-философия) гласит, что ключом к достижению целей организации является определение потребностей и требований целевых рынков и обеспечение желаемого удовлетворения более эффективным и продуктивным способом, чем у конкурентов.
Отличия интенсификации коммерческих усилий от чистого маркетинга.
Объект внимания | Средства для достижения целей | Конечная цель | |
Активизировать коммерческие усилия | Товар | Коммерческие усилия и меры стимулирования | заработок на увеличении объема продаж |
Чистый маркетинг | Потребитель (потребность) | Комплексные маркетинговые мероприятия | Прибыль от удовлетворенности клиентов |
Концепция социально-этического маркетинга гласит, что задача организации состоит в том, чтобы установить желания, нужды и интересы целевых рынков и обеспечить желаемое удовлетворение более эффективным и продуктивным способом, чем конкуренты, сохраняя при этом и улучшая качество. -бытие потребителей и общества в целом.