Можно услышать довольно неоднозначные мнения в отношении того факта, когда именно Варяжская пещера была выбрана преподобным Антонием для своего поселения. В дальнейшем ее отнесли к Дальним пещерам, а большая часть ученых приурочивает это событие 1051 году. Считается, что именно в этот год был образован Киево-Печерский монастырь. После того, как Антоний окружил себя двенадцатью иноками, было организовано устройство новых келий, а также были перестроены нынешние Дальние пещеры.

Немного позже было принято решение о необходимости составления устава – свода правил, предназначенных для регулирования жизни монастыря. Тогда один из иноков был отправлен к Ефрему, где им была осуществлена перепись Студийского устава. Именно его и привезли в Киев. Тогда же привезли еще один монашеский устав. Таким образом, оба устава были использованы для создания нового устава, которым и стал руководствоваться Печерский монастырь.

Некоторые иностранцы значительно преувеличивают те размеры, которые на самом деле имеют пещеры. Например, один итальянец написал, что некоторые киевские пещеры имеют протяженность около восьмидесяти миль, а в некоторых из них установлены настоящие Царские ворота. Преувеличил реальную ситуацию и один из летописцев, утверждающий, что пещеры оканчиваются в Новгороде Великом.

Наиболее объективную информацию о пещерах можно получить от украинского писателя, создававшего свои творения в первой половине семнадцатого века. Книга называлась «Тератургима». В ней содержится множество описаний и схематических планов, вот только все они не имеют масштаба. В принципе, именно период появления этой книги можно считать тем моментом, когда было положено начало картографической летописи этих пещер. В двадцатом веке было организовано тщательное изучение картографических изображений всех имеющихся пещер.