1 сентября в каждом городе вновь распахнут свои двери дошкольные образовательные учреждения или как мы привыкли их называть — детские сады, в том числе некоторые из этих учреждений впервые впустят под свою крышу своих воспитанников. Среди детских садов есть и государственные и негосударственные. И уже сегодня нужно говорить о рынке образовательных услуг, а на рынке, как известно, можно выбирать, так получается, что и детский садик, тоже можно выбрать, но как сделать это правильно.
Предлагаемые ниже рекомендации помогут родителям сориентироваться при выборе дошкольного учреждения и будут путеводителем при дальнейшем сотрудничестве.

Государственные и муниципальные детские сады

Во-первых, государственные и муниципальные. Сегодня уже не существует ведомственных детских садов, они либо закрылись, либо перешли в статус муниципальных. Большинство дошкольных учреждений реализуют одну комплексную образовательную программу и ряд дополнительных программ. Во многих городах РФ наиболее популярными среди комплексных образовательных программ являются:

  1.  «Программа воспитания в детском саду» М.А. Васильевой,
  2.  «Детство»
  3.  «Сообщество»,
  4.  «Радуга»,
  5.  «Дом радости».
  • Комплексная образовательная программа подразумевает развитие всех сторон и аспектов личности ребенка, а дополнительная – акцентирует внимание на каком-либо одном (например, развитие физических навыков, или изобразительных способностей, или творческого мышления).
    В государственных и муниципальных детских садах наполняемость групп составляет от 15 человек (группы раннего возраста, от 1,5 до 3 лет) до 20 человек (дошкольные группы, от 3 до 7 лет). Обычно, реальная среднесписочная численность выше планируемой, т.к. мест в детских садах недостаточно, ведется заблаговременная запись.
    По Закону например принятому в Санкт-Петербурге членами местного самоуправления, плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета города, составляет 20% прожиточного минимума (всего 492 руб.). Эти деньги не компенсируют реальных затрат на содержание ребенка. Поэтому многим родителям периодически приходится оплачивать покупку игрушек, канцелярских товаров, моющих средств, оборудования, проведение косметических ремонтов, охрану, всего от 100 руб. до $ 150 ежемесячно.
    Кроме того, повсеместной практикой дошкольных образовательных учреждений стало требование оплаты вступительного взноса, сумма которого колеблется от нескольких сотен рублей до нескольких сотен долларов. Основными недостатками государственных и муниципальных детских садов можно считать текучесть кадров и то, что детей надо забирать до 17-18 часов.

Негосударственные детские сады

Негосударственные детские сады чаще всего называют частными, т.к. они принадлежат одному или нескольким частным лицам. Частных детских садов полного дня (время работы с 8.00 до 20.00 и больше) в городе единицы, т.к. содержание детей в таком учреждении требует существенных финансовых вложений и организаторских способностей директоров. Частные детские сады располагаются в помещениях бывших ведомственных дошкольных учреждений, либо в зданиях государственных садов, деля с ними и территорию, и площадку, и кухню, либо приспосабливают полученное в аренду помещение.
Частный детский сад может работать как по государственной программе, так и по собственной, авторской. В детском саду полного дня обычно предоставляется большой комплекс медицинских, оздоровительных, образовательных — основных и дополнительных — услуг. Наполняемость групп от 5 до 15 человек, при этом соблюдается стандарт: один взрослый на 4-5 детей.
Ребенок может находиться в детском саду до 12 часов в день, а в некоторых — круглосуточно.
Стоимость колеблется от 250 до 500 у.е. в месяц . Вступительный взнос тоже существует, обычно равен сумме месячной оплаты за содержание ребенка. Преимущества частного сада в малой наполняемости групп, в увеличенном количестве взрослых на одного ребенка, как следствие — в реализации на практике индивидуального подхода, в качестве общего присмотра и ухода.

Отдельную нишу в частных садах занимают группы развития. Дети приходят в такие группы на 2-4 часа в день. Спектр форм работы с детьми самый разнообразный: от свободной игровой и развивающей деятельности до занятий, организованных по учебной модели, когда дети переходят из кабинета в кабинет. Цены варьируются от 50 руб до 20 у.е. в час. Наполняемость групп от 3 до 16 человек. Посещения таких групп способствуют смягчению адаптации ребенка к новому окружению и более плавному переходу в детский сад или школу.

Домашние детские сады

Особый разговор – домашние детские сады. Они по сути своей являются частными, но, как правило, не имеют официального статуса. У большинства родителей к ним скептическое отношение, т.к. стоимость достаточно высока (от 200 до 400 у.е), а условия пребывания оставляют желать лучшего: все занятия с малышами проводит один и тот же человек, он же готовит им еду, медицинское сопровождение отсутствует, нет контроля за закупками продуктов, санитарным состоянием помещения и многое другое. Единственное достоинство – небольшое количество детей в группе: 5-6 человек.

С чего начинать выбор детского сада?

Думается, что с домашнего «координационного совета», где все присутствующие взрослые поразмышляли бы на тему о том, какое будущее ребенка им видится:

  1. какие основные личностные качества собираетесь воспитывать в ребенке (например, абсолютное послушание, исполнительность или активность, самостоятельность);
  2. как предполагаете в целом выстраивать образовательный маршрут ребенка (будете готовить к овладению конкретной профессией в техникуме или намечаете получение ребенком высшего образования);
  3. в какой степени хотите и можете предоставить широкий спектр возможностей для определения у ребенка его собственных задатков и способностей (намерены ли предлагать ему на выбор кружки, студии, секции).

Обо всем этом необходимо хорошенько подумать именно сейчас, потому что все самое важное и основное закладывается в первые месяцы и годы жизни ребенка (личностные качества, степень активности и самостоятельности, желание познавать и учиться и многое другое). Только не подумайте, дорогие родители, что исполнится все, что вы наметили. Сейчас мы говорим о некотором стратегическом плане, от которого будут зависеть Ваши конкретные шаги. Конечно, всякий раз вы будете всматриваться и вслушиваться в своего ребенка для того, чтобы ставить соизмеримые с его возможностями цели.

s6001-6246288

Для правильного выбора детского сада необходимо понять еще следующее: каждая образовательная ступень решает ряд определенных задач. Общий результат зависит от того, насколько качественно пройдена каждая ступень. Давайте «спустимся» сверху вниз:

Высшее и среднее специальное учебное заведение подготавливает человека к осуществлению профессиональной деятельности.
Школа формирует общий уровень образования посредством обширной системы знаний и системы действий, направленных на усвоение и переработку информации.
В дошкольном возрасте (а, значит, и в детском саду) основная задача — социальная адаптация ребенка, развитие познавательного интереса, формирование мотивации к последующему обучению, приобретение «инструментов» для дальнейшей учебной деятельности: развитие восприятия, памяти, мышления и воображения, т.е всего того, что ожидает и на что рассчитывает школа.
В раннем дошкольном возрасте, от рождения до 3 лет, происходит формирование так называемого «базового доверия к жизни», развитие речи, движений, сенсорики.
Исходя из этого, можно сказать, что хороший детский сад – это не тот, который решает задачи школы (информирует, обучает), а тот, который «отрабатывает» свою собственную миссию, т.е. :

  1. создает условия для благополучного и гармоничного развития ребенка (не обозначает приоритетов);
  2. заботится о его физическом и психическом здоровье (разумно относится к режиму жизни детей);
  3. предоставляет ребенку возможность проявлять и развивать природные задатки и способности, в том числе активность и самостоятельность (не заменяет игры на уроки, ведь работа ребенка – это его игра);
  4. способствует формированию социальной компетентности дошкольника (внимательно относится к организации жизни детей, обучению навыкам взаимодействия, общения).

Поэтому дошкольный возраст имеет непреходящее значение для дальнейшего развития ребенка и приобретения им необходимых практических навыков в процессе свободной деятельности, творчества и поддержки взрослого!

Ваши действия

Итак, Вы решили записать ребенка в сад. Прежде всего оцените возможности и решите какие затраты Вы можете позволить себе, чтобы обеспечить комфортные условия для ребенка. Подберите подходящие сады-кандидаты и посетите несколько из них. Первое впечатление редко бывает обманчивым, особенно, если Вы к нему подготовились!

Первым делом Вы должны увидеть охрану. Это действительно важно в наше неспокойное время. Ведь Вы должны быть уверены, что Ваш ребенок будет в полной безопасности. Или, по меньшей мере, Вы будете уверены, что он не убежит за ограду.
Далее Вы беседуете с руководителем об услугах детского сада и его персонале.
Обратите внимание, есть ли у сада штатный логопед, психолог, педиатр, медсестра.
Выясните, режим работы медицинского кабинета в саду, проведение профилактических прививок. Регулярные осмотры детей окулистом, хирургом, невропатологом и ортопедом – не бред родительского воображения, а норма жизни хорошего сада.
Уточните, как сохраняется и поддерживается здоровье ребенка (физическое и психическое), какие процедуры и мероприятия проводятся для укрепления здоровья детей. Отлично, если в саду есть возможность проведения физиопроцедур или есть галокамера, бассейн. При слабом здоровье ребенка особенно обратите внимание на это!

Поговорите с педагогами, обратите внимание на их любезность и внимательность к Вашему ребенку, зафиксируйте степень открытости и компетентности, с которой они отвечают на вопросы.
Задайте вопросы о том, как помогают в саду реализовать задатки и способности ребенка, какое внимание обращается на его личные качества.
Выясните как организована самостоятельная деятельность детей, как педагоги относятся к творческой деятельности по выбору ребенка.
Обратите внимание на то, сколько детей в группе и какого они возраста. Самые маленькие дети не должны играть вместе со старшими: психологически они несовместимы и их интересуют разные вещи.
Загляните в игровые комнаты. Там должны быть развивающие игры: головоломки, пазлы, конструкторы и т.д.
Посмотрите спальню, на каких кроватях спят дети, какими одеялами накрываются детишки.
Оцените состояние оборудования и чистоту в туалете. Узнайте, есть ли теплая вода для мытья рук и подмывания детей, какими полотенцами пользуются дети.
На прогулочной площадке должны быть горки, качели, песочницы с песком и много зелени. Если рядом с садом стоянка для машин или шоссе — это не очень здорово, т.к. дети всем этим будут дышать.

Поинтересуйтесь, как организовано питание, где это происходит, что входит в рацион питания (чай с булочкой или полноценное питание, приготовленное на собственной кухне и включающее в себя так же соки, фрукты, салаты). Если Ваш ребенок аллергик, то будут ли для него готовить по индивидуальному меню?
Пообщайтесь с родителями. Каждая мама с удовольствием расскажет о том, чем занимаются дети в саду, какие воспитательницы, заведующая, как проводятся праздники, какая еда и так далее.
Вы приняли решение в пользу частного сада?

Поинтересуйтесь, имеется ли у учреждения лицензия (разрешение) на образовательную деятельность, на какой срок оформлен договор (или другой документ) аренды помещения, познакомьтесь с текстом “Договора о предоставлении платных образовательных услуг”.
Наконец, самая деликатная и подчас болезненная сфера взаимоотношений родителей и сада — финансовые вопросы. Оплата за обучение в частных учреждениях может отличаться на порядок и должна лишь отвечать на вопрос: что дает сад ребенку за такую оплату. Выясните условия перерасчета, если, Ваш ребенок заболел и не посещает детский сад.