Здравствуйте, уважаемые читатели, эта статья в качестве источник была взята с блога WhoNaNovenkogo.ru. В течение многих лет дети с ограниченными возможностями могли обучаться только в специальных школах или на дому. Под ОВЗ мы подразумеваем не только физические, но и психические отклонения. В список последних входят такие состояния, как аутизм, умственная отсталость, задержка речевого развития, шизофрения и т.д.

igrishcha-detej-8110453

Им нелегко дается обычная школьная программа, а зачастую и вовсе не дается. Такой ученик имеет явно низкий уровень достижений по сравнению со своими одноклассниками. Как правило, не найдя подхода, учителя клеймят ребенка как «необучаемого», просят родителей забрать документы и перевести ребенка в специализированное учреждение.

Специальные учреждения дают особым детям знания в удобной для них форме и в удобном для них темпе. Однако у этого типа образования есть один большой недостаток: отсутствие естественной среды и контакта с нормальными людьми.

В будущем человеку с ограниченными возможностями придется адаптироваться к реальному миру и жить в нем, чтобы удовлетворять свои основные потребности.

Именно поэтому инклюзивное образование набирает популярность во многих странах, в России тоже, и давайте разберемся, что это такое и чем оно отличается от обычного образования.

Содержание статьи

Определение понятия

Термин «инклюзия» происходит от английского слова «inclusion», которое переводится как «включение», «вхождение», «вовлечение».

В контексте образования инклюзия — это процесс включения детей с любой инвалидностью в общеобразовательную школу и снижение уровня отказов в приеме их в общеобразовательные школы.

Определение инклюзивного образования заключается в том, что дети с любой инвалидностью могут обучаться в любой общеобразовательной школе. Им не нужно гнаться за результатами своих здоровых сверстников. Для них создаются условия, соответствующие их способностям — расположение класса, методы и план преподавания, шкала оценок и т.д.

detsadovskaya-gruppa-7362554

Цель инклюзии — создать безбарьерное пространство, где дети с ограниченными возможностями общаются, обмениваются опытом и навыками, вместе участвуют в рекреационных и культурных мероприятиях.

Такой подход важен для обеих категорий учеников с двух точек зрения:

Люди с умственными и физическими недостатками чувствуют себя полноценной частью общества, а не периферией, благодаря инклюзивному образованию в школе. Такие дети показывают более высокие академические результаты, чем те, кто изолирован от общества в четырех стенах дома или общается только со своими сверстниками.

Совместное воспитание важно для их психологического благополучия, развития и дальнейшей интеграции в общество. Трудно осознать (если это возможно), что человек отличается от других. Разделение на «больных» и «здоровых» только усиливает чувства отчуждения, недостатка самопринятия и стыда;

нормальные дети учатся понимать, сопереживать и помогать тем, кто в чем-то ограничен. Не бояться, не отталкивать, не враждовать с теми, кто чем-то отличается.

К сожалению, такая проблема существует в нашем обществе: людям с ограниченными возможностями часто приходится мириться с неприемлемым отношением к ним. Их легко могут оскорбить на улице, показать на них пальцем, высмеять за их инвалидность (и это делают даже взрослые!). Возможно, инклюзивное образование — это наш шанс вырастить более доброе, сопереживающее поколение.

Инклюзию следует отличать от интеграции. Во втором случае ребенок должен адаптироваться к общей учебной программе, что случается редко. Никто ничего не меняет специально для себя. При инклюзии школа подстраивается под ученика.

Принципы инклюзивного образования

Первые интеграционные учреждения появились в нашей стране в качестве эксперимента примерно в 1980-90-х годах. В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, а спустя 4 года (2012) утвердила ее на законодательном уровне. С тех пор дети с ограниченными возможностями имеют полный доступ к образованию вместе со здоровыми детьми.

vozhdenie-horovoda-chelovechkami-5088298

Таким образом, инклюзивное образование — это вид образования, регулируемый Конституцией Российской Федерации и имеющий свои специфические правила:

  1. Способности и достижения не определяют ценность человека.
  2. Каждый человек способен думать и чувствовать.
  3. Все люди имеют право на общение и успех.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Настоящее образование возможно только в реальной среде.
  6. Каждый нуждается в дружбе и поддержке сверстников.
  7. Важно то, что человек может сделать, а не то, что он не может сделать.
  8. Разнообразие делает жизнь человека сильнее и ярче.

Эти принципы являются манифестом ценности человеческой жизни. Что все люди имеют равные права, несмотря на проблемы с физическим или психическим здоровьем. Что недостатки одних могут стать ресурсом для других.

Проблема инклюзии

На словах и на бумаге все звучит красиво и благородно. Однако следует подчеркнуть, что инклюзивное образование — это еще и комплекс проблем, с которыми сталкиваются все участники процесса. Вся группа может быть разделена на две большие группы:

 

  1. Ресурсные барьеры — отсутствие пандусов, лифтов, подъемников, компьютеров, мебели и другого специализированного оборудования, необходимого для учащихся с особыми потребностями, а также специалистов для работы с ними. В нашей стране даже для обычных студентов не всегда есть полноценные условия, что уж говорить о людях с ограниченными возможностями. Грустно;
  2. Социальные барьеры — они делятся на 3 подгруппы:
    1. Отвержение сверстниками детей с ограниченными возможностями, нетерпимость, нетерпимость. Чем младше ребенок, тем ниже уровень его эмпатии. Из-за этого дети часто проявляют агрессию по отношению к другим;

    devochka-v-invalidnom-kresle-4194661

    Отдельная проблема в реализации инклюзивного образования может высветить недостатки государственной системы. Точнее, выполнение законов, закрепленных в Конституции, в отношении лиц с ограниченными возможностями.

    Теоретически, родители детей с ограниченными возможностями имеют полное право прийти в любую школу по месту жительства, принести медико-педагогическую справку, на основании которой их обязаны будут принять в школу. Реальность такова, что в большинстве школ нет специалистов, как и практики «ищите другое учреждение».

    Остается только надеяться, что идею (правильного) инклюзивного образования будут продвигать люди, которым небезразлична эта проблема.

Инклюзивность — что это простыми словами

Текст статьи размещается без изображений и формул. Полная версия статьи доступна в разделе «Бумажные файлы» в формате PDF

«Мы исключили эту часть людей из общества, и мы должны вернуть их в общество, потому что потому что им есть чему нас научить».
Жан Ванье

Значение. Играя с мальчиками на заднем дворе, я заметил поведение одного мальчика, которое сильно отличалось от других. Он неохотно участвовал в игре, а если и присоединялся, то очень быстро обижался на меня и моих сверстников. Тогда родители объяснили мне, что он не был обычным ребенком, хотя и выглядел как мы. Учась во втором классе, я снова столкнулся с мальчиками, которые не были похожи на своих сверстников, но в этом случае это было более заметно, потому что мальчики страдали церебральным параличом. Затем я заинтересовалась тем, как дети с различными нарушениями учатся в общеобразовательной школе. Это заставило меня заняться изучением инклюзивного образования.

Каждый год во всем мире увеличивается число детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Есть они и в Республике Казахстан. Согласно данным, более 3% несовершеннолетних — это дети, требующие особых подходов в обучении и воспитании. Сюда входят дети с ограниченными возможностями, дети после тяжелых заболеваний, дети с особыми потребностями в развитии. Все они относятся к категории людей с особыми образовательными потребностями. Общество, государство и родители таких детей сталкиваются с проблемой получения ими образования.

Гипотеза: если дети с ограниченными возможностями будут обучаться в общеобразовательной школе, среди нормально развивающихся сверстников, это будет способствовать нормальному развитию детей и получению ими стандартного образования.

Цель: узнать об особенностях и возможностях инклюзивного образования.

Задачи: достижение цели:

1. изучить теорию инклюзивного образования;

2. провести и проанализировать социологическое исследование в форме анкетирования среди учащихся 3 «А» класса НП «Престиж»: «Ваше отношение к детям с ограниченными возможностями»;

3. предложить некоторые пути решения проблем инклюзивного образования в массовой школе.

Методы исследования:

Теоретические: исследование и анализ источников информации, метод генерации гипотез, производство идей;

Логические: анализ и синтез, сравнение, обобщение;

Математические: математические расчеты, статистические методы, метод визуализации данных;

эмпирические: наблюдение, анкетирование.

Специфика инклюзивного образования

Инклюзивное образование — это образование, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Сам термин в переводе с латинского означает «включать», «содержать» или «включать».

В инклюзивном образовании не ребенок должен адаптироваться к процессу обучения, а характер и темп обучения адаптируются к потребностям ребенка. Проще говоря, это школа, где в одном классе учатся дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями и дети без психических или физиологических отклонений. В таких школах ребенок с ограниченными возможностями участвует во всех видах деятельности — учебной и внеклассной. В таких школах ребенок с инвалидностью участвует во всех мероприятиях — учебных и внеклассных — и у одноклассников формируется отношение к детям с инвалидностью как к равным и, в то же время, как к тем, кто нуждается в помощи и поддержке2.

Инклюзивное образование основано на восьми принципах:

— Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

— Каждый человек способен чувствовать и думать.

— Каждый человек имеет право общаться и быть услышанным.

— Все люди нуждаются друг в друге.

— Настоящее образование может происходить только в контексте настоящих отношений.

— Все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников.

— Для всех учащихся прогресс заключается скорее в том, что они могут делать, чем в том, чего они не могут.

— Разнообразие улучшает все аспекты жизни человека.6

Проблемы инклюзивного образования:

Архитектурная недоступность школ — не во всех школах есть пандусы и лифты, которые необходимы детям с физиологическими проблемами.

Сейчас случается, что выпускники школ отказываются праздновать окончание школы и предпочитают тратить деньги на благотворительность. И если случится так, что хотя бы один пандус будет построен на эти средства, это может приблизить ребенка с особыми потребностями к нормальному образованию.

Не хватает специально обученных учителей.

Оказывается, для того чтобы особый ребенок мог учиться в классе, учитель должен быть специально обучен. Государство заботится об этом, и в университетах появилось несколько специальностей, связанных с инклюзивным образованием.

Изменения в методах и подходах к обучению.

Дети с особыми потребностями могут учиться не так хорошо, как их сверстники. Тем не менее, пребывание в среде сверстников поможет им стать полноценными членами общества.

Общество не готово к инклюзивному образованию.

Родители детей с особыми потребностями боятся насмешек, издевательств, которые будут испытывать их дети. Родители детей без инвалидности боятся, что их дети будут отставать от учебной программы. Я провела опрос, чтобы выяснить, насколько мои одноклассники готовы к приему ребенка с особыми потребностями.

1.2 Инклюзивное образование в Казахстане

Закон об образовании Республики Казахстан обеспечивает равные права всех на получение качественного образования, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития и психофизических особенностей каждого человека.3

Согласно Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы, процент школ, в которых созданы условия для инклюзивного образования и создан «безбарьерный доступ» для детей с ограниченными возможностями, значительно вырос4 . Инклюзивное образование требует серьезной подготовки. Курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями ежегодно проводятся в Казахстане на базе Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию для школьных педагогов в Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики в Орле начались в 2015 году. За три года курсы прошли более 3 000 человек.5

2 Социологический опрос «Ваше отношение к детям с ограниченными возможностями

В феврале 2020 года мы провели социологический опрос в форме анкетирования среди учащихся 3 «А» класса школы «Престиж» г. Алматы. В опросе приняли участие 20 детей. Им были выданы анкеты, содержащие 5 вопросов. Результаты анализа опроса:

Есть ли среди ваших друзей или родственников дети или взрослые с ограниченными возможностями?

2) Как бы вы себя чувствовали, если бы такие дети учились с вами в школе?

3) Как бы вы чувствовали себя в компании детей с ограниченными возможностями?

4) Помогли бы вы таким детям?

5. какие чувства вызывает у вас отношение к детям с ограниченными возможностями?

Этот опрос показывает, что одноклассники готовы учиться вместе с детьми с особыми потребностями. Они готовы помочь и сочувствуют им. Однако многие из них не до конца понимают проблему, потому что у некоторых из них нет таких детей в близком окружении и они никогда не задумывались об их жизни.

Мы считаем, что эту проблему нужно решать больше дома и в школе, чтобы и родители, и дети без инвалидности были открыты для инклюзивного образования.

3 Посещение Центра социально инклюзивных программ

Во время написания проекта я посетила Центр социально-инклюзивных программ, чтобы познакомиться с детьми, нуждающимися в специальных образовательных подходах. У каждого из них есть ряд причин, по которым они не могут учиться в обычной школе. И несмотря на то, что 70% учеников там — нормотипичные дети, они и их родители выбрали такой тип образования. Здесь учатся усыновленные дети из детских домов, дети, чьи братья и сестры имеют инвалидность, дети, которые не могли подружиться с одноклассниками в своей предыдущей школе. А одна девушка поразила меня своей готовностью посвятить свою жизнь инклюзивному образованию и детям с особыми потребностями. Она учится в 11 классе и однажды пришла в центр в качестве волонтера, с тех пор она там и остается. Что я там видел? Это одна дружная семья, где все готовы помочь друг другу, где дети всех возрастов и характеров учатся, заводят друзей, как и мы, бегают на переменах, играют в спортзале, ходят в кружки. Хотя у них нет сложных задач, но я решал там уравнения и участвовал в блиц-турнире по литературе.

Итак, моя гипотеза доказана, дети с инвалидностью и особыми потребностями, учась среди своих сверстников, могут получить стандартное образование, но, к сожалению, пока не во всех школах.

Таким образом, инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей с особыми образовательными потребностями.

Обучение в общеобразовательной школе, среди нормально развивающихся сверстников, позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями чувствовать себя таким же нормальным, как и его одноклассники.

Дети с ограниченными возможностями должны развивать свои способности, таланты и иметь социальное окружение с нормальными детьми.

Дети с ограниченными возможностями должны обучаться в обычных школах, а не изолироваться в специальных школах-интернатах.

Инклюзивное образование работает в нашей стране, но у него есть ряд проблем: техническое оснащение школ не всегда соответствует требованиям, не хватает учителей, которые знают, как работать с такими детьми. Все эти проблемы решаемы и решаются.

Социологические исследования (опросы) среди сверстников показали, что большинство детей готовы принять детей с ограниченными возможностями в свою среду, помогать и поддерживать их, дружить и общаться с ними.

Мы считаем, что такие возможности будут способствовать социализации детей, их личностному развитию и получению ими стандартного образования, а в будущем — любимой профессии и специальности.

Данный проект имеет практическую значимость и может быть использован на уроках и в дискуссиях с учащимися для формирования позитивного восприятия и отношения к инклюзивному образованию.

Список использованных ссылок и источников:

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы Режим доступа: https://nao.kz/blogs/view/2/105

2 Горюшина Е. A., Guseva N. A., Rumyantseva N. V. Повышение доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : метод. рекомендации / Н. V. Румянцева, Е. А. Горюшина, Гусева Н. A. — Ярославль : Издательство ЯГПУ, 2018.

3.Закон РК «Об образовании». — ER Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747

4.Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, перспективы Есиргепова В.Ж.

Здравствуйте, мои дорогие читатели! В последнее время наше государство уделяет много внимания людям с ограниченными возможностями — инвалидам, пытающимся быть социально интегрированными. И по праву. Почему бы не сделать так, чтобы они, которые окажутся или не окажутся в таких сложных жизненных ситуациях, чувствовали себя комфортно и не испытывали комплексов по поводу того, что они немного отличаются от других.

miniatyura_obrazets-min-3-nw799hgdnv1cijmm58o7fqagymbphchk7b2z9lhhpi-2226629

 

Думаю, многие из нас сталкивались с тем, что школы начали принимать детей с ограниченными возможностями, включая их в учебный процесс наравне с другими учениками. Такое совместное обучение называется инклюзивным образованием.

Для некоторых российских школ это пока еще ноу-хау, хотя уже есть много учебных заведений, которые на собственном опыте знают, что такое инклюзия, и практикуют ее по мере своих возможностей. Сегодня я предлагаю рассмотреть, на чем основан этот процесс, как он регулируется законом в России и чем он оборачивается для детей.

На чём строится инклюзивное образование?

Возможно, некоторые из вас удивятся, узнав, что инклюзивному образованию уже почти сорок лет, поскольку оно появилось где-то в 1980-х и 1990-х годах. Первая инклюзивная школа под названием «Ковчег» появилась в 1991 году. Однако эта форма образования не прижилась в трудные годы перестройки и была забыта. Дети с ограниченными возможностями чаще обучались в специальных школах.

zakon-min-1-3584588

Сегодня основной закон, регулирующий российское образование — Закон «Об образовании» — предусматривает инклюзивное образование как таковое в России. В нем говорится, что все без исключения ученики, независимо от разнообразия особых потребностей и индивидуальных особенностей, должны иметь равный доступ к знаниям. Другими словами, каждый ребенок имеет право на образование, и на местном уровне должны быть созданы все условия для его реализации, чтобы исключить любую дискриминацию.

Поэтому на местном уровне региональные власти принимают законодательство, которое более детально регулирует такой доступ:

  • разрабатывать индивидуальные учебные программы, учебные материалы и методические пособия;
  • обеспечить подготовку учителей и ассистентов для детей, чтобы помочь им в классе;
  • создавать общие и отдельные классы (группы);
  • создать в школе доступную среду, без которой освоение образовательных программ ФГОС затруднено, а иногда и невозможно.

В качестве напоминания. По статистике, более 70 процентов всех детей с ограниченными возможностями в России посещают такие экспериментальные школы, и около 45 процентов из них учатся в обычных классах с обычными детьми.

На международном уровне мы руководствуемся Конвенцией о правах ребенка в общем смысле. Однако мы подробно регулируем инклюзию в Конвенции о правах инвалидов, к которой мы присоединились в 2012 году.

Исходя из этого, эксперты ООН в 2016 году разработали объяснение того, что такое инклюзивное образование в международном смысле, право на которое гарантировано статьей 24 вышеупомянутой Конвенции.

Таким образом, инклюзивное образование — это «основа, которая помогает людям с ограниченными возможностями выбраться из нищеты и полноценно участвовать в жизни своих сообществ, избегая эксплуатации».

Это напрямую связано с будущей трудоспособностью учащихся и студентов с ограниченными возможностями и их участием в политической и общественной жизни. Речь идет не о том, чтобы изменить конкретного человека, а о том, чтобы изменить окружающую среду так, чтобы она соответствовала этому человеку.

В чём его плюсы

Ну, а для детей с ограниченными возможностями это, несомненно, шанс быть как все, участвовать наравне со сверстниками в жизни школы, учиться в свободной, естественной среде, а не в четырех стенах отдельной квартиры. Семьи с такими детьми выбирают инклюзивную школу, чтобы расширить круг общения своих детей.

invalidyi-min-3890253

Для здоровых детей это, прежде всего, воспитание доброты и общения, терпимости и человечности. Они научатся принимать и понимать эти самые «недостатки», для них это больше не будет поводом для шока и отторжения. В конце концов, есть рыжие и блондины, есть очкарики и не очкарики, есть инвалиды, но они такие же, как и все мы вместе взятые, равноправные члены нашего общества.

Такое совместное обучение направлено на расширение участия каждого в жизни школы, уменьшение изоляции людей с ограниченными возможностями. Она позволяет установить более тесные отношения, основанные на уважении и дружбе, между детьми, учителями и даже между школами.

  • все равны и представляют ценность для общества, и не дети, о которых думает школа, пытаются вписаться в общество, а школа работает для детей, стараясь удовлетворить интересы каждого ученика;
  • различия в учениках — это не препятствие для работы учителя, а стимул для развития педагогического процесса;
  • не существует барьеров для обучения;
  • есть возможность выбрать школу в зависимости от места проживания, а не от ограничений.

Кроме того, Конвенция, к которой мы присоединились, обязывает нас к универсальному дизайну как одному из условий инклюзии. Что это значит? Это означает, что школьная среда должна быть спроектирована так, чтобы быть доступной, насколько это возможно, для всех, а не только для детей с ограниченными возможностями. Для всех!

shema-min-2162422

Например, на многих улицах установлены светофоры со звуковыми сигналами. Они удобны и для нас, здоровых людей, но изначально они были разработаны для людей с ослабленным зрением. Именно это делает их такими универсальными.

Для школ это такие гаджеты и готовые методики, которые могут использоваться одновременно здоровыми и не очень здоровыми людьми, правополушарными и левополушарными. И индивидуальный подход также имеет определенное преимущество для обычных студентов. Когда они не могут освоить материал по общей методике, им на помощь приходит индивидуальный подход.

Поэтому родителям здоровых детей тоже нужно думать о развитии инклюзии, а не принимать ее с враждебностью, говоря, что инвалидов пустили!

Как дети с ОВЗ попадают в простые школы

Дети с ограниченными возможностями зачисляются в обычные школы, как и все остальные ученики. Таким образом, существует утвержденный Порядок приема, утвержденный 22.01.2014.

Только, конечно, в связи с особенностями таких учеников требуется заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Это коллегиальный орган, определяющий соответствующую адаптированную образовательную программу и форму ее освоения для каждого ребенка-инвалида. И сегодня этому органу строго запрещено ставить штамп «непригоден к преподаванию», его заключение носит лишь рекомендательный характер.

Всех без исключения можно научить, главное — найти образовательную программу, соответствующую их способностям.

Для особых детей, охваченных инклюзивным образованием, устанавливается специальный ФГОС, основанный на общих стандартах, называемых в нормативных документах ФГОС ОВЗ — федеральный государственный стандарт основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Всё ещё впереди…

К сожалению, как это часто бывает, мягкая и сердечная буква закона расходится с жестокой практикой, когда вся инклюзия сводится к пандусу, построенному возле школы. Сегодня не существует механизма реализации этих законов, которые были грамотно разработаны и приняты властями.

vse-ravnyi-min-4915445

Школы просто не в состоянии разделить классы на необходимые 6-12 и нанять специально обученный персонал, а учителя просто не готовы учить таких детей в условиях, когда для Васи и Маши подходит один букварь, а для Пети нужен другой.

И не все родители готовы иметь в классе такого нетипичного ученика. Они считают, что особым ученикам нужно больше времени, а это значит, что их дети будут обделены вниманием учителя. Путаница также возникает из-за того, что некоторые школы путают понятия, называя изолированную группу учащихся с ограниченными возможностями «ресурсным классом», что не имеет ничего общего с инклюзией.

Таким образом, проблема инклюзивного образования по-прежнему является предметом бесконечных общественных дискуссий, затрагивающих огромное количество людей. Но без решения этой проблемы мы вряд ли можем претендовать на звание цивилизованной страны.

znchek-min-2046220

Я хотел бы узнать ваше мнение о том, готовы ли вы принять таких студентов с ограниченными возможностями в свой класс. Или ваша школа уже давно опережает все остальные? Затем поделитесь информацией из первых рук о том, как это происходит на самом деле.

Что такое инклюзивное образование простыми словами?

В самом простом понимании инклюзивное образование — это попытка добиться равного права на образование для всех детей, независимо от их состояния, пола, возраста или национальности. И все эти дети по-прежнему должны иметь возможность получать образование недалеко от места проживания их семей.

Для кого инклюзивное образование?

Инклюзивное образование — это самая передовая система образования детей с ограниченными возможностями, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. . Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных недостатков или проблем.

Что предполагает инклюзивное образование?

Инклюзивный (французский inclusif-инклюзивный, от лат . Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который предполагает обеспечение доступности образования для всех с точки зрения адаптации к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Что такое инклюзия?

Инклюзия — это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями в активную социальную жизнь, в которой одинаково нуждаются все члены общества.

Что такое инклюзия у детей?

Инклюзия — это не особенность школы, а ее функция Еще пять лет назад об инклюзивном образовании в Украине можно было услышать только в новостях из-за рубежа. О том, чтобы дети с особыми образовательными потребностями (SEN) могли посещать обычные школы вместе со своими сверстниками, не могло быть и речи.

Что такое инклюзивное образование в детском саду?

Концепция инклюзивного образования описана в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». № 273 от года: «Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных способностей» (статья 2, пункт 27).

Что такое инклюзивное образование в Казахстане?

Алматы, 16 января 2018 года. Инклюзивное образование — это процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех учащихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных способностей.

Что необходимо для того чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?

Что необходимо для того, чтобы ребенок с особыми потребностями был принят в учебное заведение? Родителям ребенка с особыми потребностями достаточно подать заявление, подписанное одним из родителей, копию паспорта и свидетельства о рождении ребенка, а также медицинскую карту по форме 286-у.

Что является основой организации работы с детьми с Овз и детьми инвалидами в доу?

Организация работы в детских садах с детьми с ограниченными возможностями включает: разработку рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка; консультации, тренинги, семинары по выполнению коррекционно-развивающих заданий; проведение открытых занятий; работу с детско-родительскими парами.

Какие специалисты работают с детьми с Овз?

При поступлении детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное учреждение специалисты (педагог-психолог, логопед, учитель-дефектолог) проводят их обследование, с результатами которого знакомится воспитатель.

Сколько детей с Овз может быть в группе?

Да, это разрешено. Допускаются равные или объединенные группы разных возрастов. Максимальная вместимость группы для детей от 2 месяцев до 3 лет — 6 человек, а для детей от 3 лет и старше — 12 человек.

Что понимается под адаптацией ребенка с Овз?

Под социальной адаптацией детей понимается специально организованный непрерывный воспитательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды путем усвоения правил и норм поведения, принятых в обществе.

Сколько детей должно быть в группе в детском саду?

В законодательство должны вернуться нормы предельной наполняемости дошкольных групп: до 1 года — не более 10 детей; до 3 лет — не более 15 детей; 3-7 лет — не более 20 детей.

Что такое группа Овз?

Дети с ограниченными возможностями — это дети без инвалидности или другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, которые не признаны детьми с ограниченными возможностями, но имеют временные или постоянные нарушения физического и/или умственного развития и нуждаются в специальных условиях преподавания и обучения.

Что входит в Овз?

  • Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) .
  • Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) .
  • Нарушение слуха (глухие, слабослышащие) .
  • Нарушение зрения (слепые, частично зрячие) .
  • нарушение речи .
  • нарушения опорно-двигательного аппарата .
  • поведение и коммуникативные нарушения .

Как переводится Овз?

Перевод ‘дети с ограниченными возможностями’ на английский язык . В настоящее время в системе образования существует 15 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями.

Что за болезнь Овз?

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — это физическое лицо, у которого диагностировано нарушение физического и (или) психического развития, подтвержденное заключением психолого-педагогической комиссии, которое делает невозможным получение им образования без создания специальных условий.

Как расшифровать слово Овз?

Что означает HIA? В расшифровке написано: инвалидность. В эту категорию входят люди, имеющие особенности развития как в физическом, так и в психическом плане. Фраза «дети с ограниченными возможностями» означает, что эти дети нуждаются в особых условиях для жизни и обучения.

Что такое Овз в логопедии?

Инвалидность включает нарушения речи. Дети с нарушениями речи — это дети, у которых есть нарушения речи при нормальном слухе и нормальном интеллекте. Развитие ребенка с нарушением речи является одним из важнейших условий развития ребенка.

Чем отличается Овз от инвалидности?

По словам эксперта, дети с ограниченными возможностями в основном обучаются в общеобразовательных классах, а дети без ограничений здоровья — в коррекционных классах и школах. Более того, в России дети-инвалиды, в отличие от детей без инвалидности, на 80% — это дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, умственной отсталостью.

В чем отличие лицо с Овз от ребенка с Овз?

Таким образом, ребенок-инвалид является инвалидом, но не все дети-инвалиды являются инвалидами. С точки зрения психологов, термин «ОВЗ» звучит более корректно, чем термин «инвалид». Потому что первое — это нераскрытый потенциал ребенка, а второе — окончательный диагноз.

Как получить статус ребенка с Овз?

Статус ребенка-инвалида присваивается Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). В состав ПМПК входят учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, психиатр, невролог.

Кто такие лица с ограниченными возможностями здоровья?

Инвалиды — это лица, чьи физические и/или психические недостатки не позволяют им осваивать образовательные программы без создания специальных условий для получения образования.

Кто устанавливает статус Овз?

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивается бюро медико-социальной экспертизы, статус ребенка-инвалида — психолого-медико-педагогической комиссией. Не существует исчерпывающего списка условий, при наличии которых студенты считаются инвалидами.

В чем разница между ребенок инвалид и инвалид с детства?

«Инвалид с детства» в сравнении с «ребенком-инвалидом» — в чем разница? Детская инвалидность устанавливается, если инвалидность, вызванная заболеванием (или травмой), возникшим в детстве, началась до достижения 16 лет (18 лет для студентов). Ребенок-инвалид — это член семьи в возрасте до 18 лет.

Что такое Апдо для инвалидов?

Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и без ограничений жизнедеятельности с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных способностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Кто присваивает ребенку статус Овз?

Статус ОВЗ присваивается ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссией на основании комплексной диагностики.

Кто относится к людям с ограниченными возможностями?

Термин «инвалид». Наиболее распространенное в научной литературе определение «человека с инвалидностью» — это человек, имеющий те или иные ограничения в повседневной жизни, связанные с физической, умственной или сенсорной инвалидностью (статья 3) [2].

Что понимают под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья?

Под специальными образовательными условиями для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, в том числе использование специальных программ и методов обучения и воспитания, специальных …

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивный (французский: Inclusif) означает «всеохватывающий». Это совместное воспитание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное образование позволяет всем учащимся полноценно участвовать в жизни дошкольного учреждения, школы, института, дошкольного и школьного сообщества.
Инклюзивное образование располагает ресурсами для содействия равенству и участию учащихся во всех общественных мероприятиях.
Инклюзивное образование направлено на развитие способности всех людей к общению.
Инклюзивное образование основано на восьми принципах:
1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений

2) Каждый человек способен чувствовать и думать

3. каждый имеет право общаться и быть услышанным

4. все люди нуждаются друг в друге

5) Истинное образование может происходить только в контексте истинных отношений

6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе своих сверстников

7. для всех учащихся прогресс заключается в том, что они могут сделать, а не в том, что они не могут сделать

8. разнообразие укрепляет все аспекты жизни человека

Инклюзия — это не интеграция:
1. инклюзия — это больше, чем интеграция
2. молодые люди учатся вместе в обычной школе
3. профессионалы приходят, чтобы помочь детям
4. обычные школы меняются
5. внимание к способностям и сильным сторонам ребенка
6. молодые люди воспринимают различия как норму
7. молодые люди имеют возможность жить со своими родителями
8. молодые люди получают полное и эффективное образование, чтобы они могли жить полной жизнью
9. взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих их людей

1. отсутствие специальных классов в обычных средних школах
2. НЕ иметь ребенка в средней школе без необходимой поддержки
3. НЕ посещать детей 1-2 часа в день в средней школе
4. НЕТ закрытых учреждений по уходу за больными.

Основные принципы интеграции

Инклюзивные сообщества:
1. Быть инклюзивным — значит находить способы для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей с ограниченными возможностями).
2. инклюзия — это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, месту, где мы живем)

Инклюзия означает — открытость каждого ученика через образовательную программу, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности и особые условия, так и поддержку, необходимую учащимся и учителям для достижения успеха.
1. в инклюзивной школе каждого принимают и относятся к нему как к важному члену сообщества
2. учащиеся с особыми потребностями получают поддержку со стороны своих сверстников и других членов школьного сообщества в удовлетворении своих особых образовательных потребностей.

Важными компонентами инклюзии являются:

1. разработка философии, поддерживающей соответствующую инклюзивную практику
2. комплексное планирование для инклюзии
3. вовлечение как учителей, так и школьных администраторов в процесс создания инклюзивной школы
4. привлечение родителей
Формирование понимания инвалидности среди персонала (школа, детский сад) и учащихся
6. обучение всего персонала школы (включая охранников, поваров и т.д.).
Ошибочные представления об инклюзии:
1. убеждение, что достаточно просто учиться в школе
2. мнение, что хорошо бросать в воду человека, который не умеет плавать
3. сосредоточенность не на целях, а на действиях
4. когда основной целью услуг является обучение по программе, а не удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка в обучении
5. восприятие спокойного сидения как нормальной альтернативы участию в жизни общества

Существующие барьеры:
1. архитектурная недоступность школ
2. дети с особыми образовательными потребностями часто считаются неучами
3. большинство учителей и директоров общеобразовательных школ не имеют достаточных знаний по вопросам инвалидности и не подготовлены к включению детей с ограниченными возможностями в учебный процесс
4. родители детей с ограниченными возможностями не знают, как отстаивать права своих детей на образование, и обеспокоены системой образовательной и социальной поддержки

Законодательные ресурсы:
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 12 июля 1992 года.
3. Федеральный закон № 181-Ф «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года.
4. протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 5.
5. Конвенция ООН о правах ребенка

Положение об инклюзивной школе:
1. все ученики равны в школьном сообществе
2. все ученики имеют равный доступ к учебному процессу в течение дня.
3. все ученики должны иметь равные возможности для установления и развития важных социальных контактов
4 Планируется и осуществляется эффективное обучение
5. персонал, участвующий в образовании, обучен стратегиям и процедурам, способствующим инклюзии, т.е. социальной интеграции среди сверстников
6. учебная программа и процесс обучения учитывают потребности каждого студента
7. семьи активно участвуют в жизни школы.
8. вовлеченный персонал настроен позитивно и понимает свои обязанности

Принципы разработки индивидуального учебного плана:
1. подходит для всех учащихся (не только для учащихся с ограниченными возможностями)
2. служит средством для учета широкого диапазона способностей учащихся
3. средство выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
4. применяется ко всем частям учебной программы и к известным порядкам в классе
5. является обязательным для всех сотрудников, вовлеченных в процесс обучения
6. направлена на повышение успешности студентов
Постоянный учитель может быть успешным, если
1. достаточно гибкий,
2. интересуется трудностями и готов пробовать разные подходы
3. уважает индивидуальные различия
4. умеет прислушиваться к рекомендациям членов команды и применять их на практике
5. чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе.
6. соглашается сотрудничать с другими учителями в команде.

Результаты включения:
1. учащиеся имеют возможность активно и последовательно участвовать во всех видах деятельности общеобразовательного процесса
2. адаптация максимально ненавязчива и не способствует формированию стереотипов
3. мероприятия разработаны с учетом интересов ученика, но достаточно сложны для него
4. индивидуальная помощь не изолирует и не изолирует ученика
5. есть возможности для обобщения и передачи навыков
6. общие и специальные учителя разделяют обязанности по планированию, проведению и оценке уроков
7. существуют процедуры оценки эффективности

Подведем итоги:
1. инклюзивные сообщества включают:
1. изменение отношения в целом: «Разнообразие включает всех».
2. необходимость раннего изменения убеждений — чем раньше усвоено поведение, тем лучше оно запоминается
3. возможности для успеха для каждого
2. социальные изменения:
1. создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
2 Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
3 Начните с небольшого сообщества, и вы увидите результаты своих усилий по мере распространения опыта.
4 Действия отличаются от убеждений и теорий!

Что представляет собой инклюзивное образование в Украине

2b1ffd21404471bd4b374cb06f5891e1-8919448

В самом простом понимании инклюзивное образование — это попытка добиться равного права на образование для всех детей, независимо от состояния здоровья, пола, возраста и национальности. Идея инклюзивного образования заключается в том, что дети с особыми потребностями должны обучаться в образовательных учреждениях страны наравне с другими детьми. В то же время у всех этих детей должна оставаться возможность учиться рядом с местом проживания их семей.

Невозможность обеспечить инклюзивное образование может нарушить не только право на образование, но и ряд других основных прав человека.

Константин Реуцкий, председатель правления Правозащитного центра «Поступ» и член правления Украинской Хельсинкской сети по правам человека:

«Ни одно из известных мне постановлений Европейского суда по правам человека не содержит прямых указаний на то, что инклюзия подпадает под стандарт недискриминации. Однако в ряде решений Европейского суда по делам о дискриминации упоминаются так называемые «позитивные действия». — обязательства, налагаемые на государство по обеспечению равных условий для представителей уязвимых групп.

В нашем случае речь идет о создании безбарьерной среды и необходимого методического аппарата для преодоления социальной изоляции детей с ограниченными возможностями. Без этого члены этой группы не смогут реализовать ряд других основных прав и свобод. И нарушителем этих прав будет государство, которое не предприняло всех необходимых мер для того, чтобы дети с ограниченными возможностями имели равные условия». — сказал правозащитник.

Люди, которые помогают украинцам понять, что такое инклюзия, стали активно действовать в стране. Они участвуют во внедрении инклюзивного подхода к образованию в нашей стране, в том числе на государственном уровне.

Одна из них — Галина Клименко — координатор Инклюзивного ресурсного центра украинско-канадского проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине». Галина — педагог, психолог и мать исключительного ребенка. Галина Клименко уже много лет исследует проблемы внедрения инклюзивного образования в Украине и может с уверенностью назвать себя экспертом в этих непростых вопросах. В этой статье Галина согласилась ответить на несколько вопросов нашего журналиста:

Какие условия необходимы для включения особых детей в общеобразовательное пространство Украины?

— Одним из таких условий является правильная и не искаженная информация, которая формирует позитивное общественное мнение среди граждан. Но только присутствие самих детей в детских садах и школах может стать началом каких-либо изменений. Именно их присутствие там изменит как образовательную среду, так и сам подход.

Почему украинцы должны отправлять своих особенных детей в обычные школы?

— Начнем с того, что мы не говорим, что кто-то должен делать что-то принудительно. Мы лишь говорим, что родители особых детей должны иметь право выбирать форму обучения для своего ребенка. На самом деле, это право существовало всегда, но многим родителям не приходило в голову заявить о нем, а реальность практически не оставила шансов на такой выбор. По моему глубокому убеждению, мы всегда должны действовать исключительно исходя из благополучия ребенка, предоставляя ему возможность максимально раскрыть свои возможности. И мы не должны забывать, что все таланты имеют смысл только в социальном взаимодействии с другими людьми. Очень трудно говорить о полноценной социализации любого особого ребенка в закрытой «специальной среде», когда нет возможности свободно взаимодействовать с обычными сверстниками.

Школа — это окно, через которое ребенок попадает в мир взрослых. И если сегодня родители боятся, что над особенным ребенком будут издеваться в школе, исчезнет ли этот родительский страх на всю жизнь, когда ребенку исполнится 18 лет? В конце концов, школа — это настоящая школа жизни. Здесь человек приобретает не только знания, но и умение общаться, ставить цели и достигать их. Наконец, школа учит нас просто быть людьми, понимать, сопереживать, помогать и поддерживать друг друга. Есть ли у школы другая, более глобальная миссия, чем подготовка детей к взрослой жизни? И неясно, кто больше выиграет от совместного обучения нормальных и особенных детей, или наоборот.

Выбирая сегодня для своего особенного ребенка специальную «тепличную» среду, родители обрекают его на дальнейшую социальную изоляцию в стенах своего дома, а позже такие дети неизбежно оказываются пациентами специальных школ-интернатов. К сожалению, сегодня это единственное известное мне место, где наши дети могли бы расти.

Почему тема инклюзивного образования вдруг стала такой популярной в последнее время?

— Кому-то это может показаться модной темой, но для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, это вопрос качества жизни их ребенка сейчас и в будущем.

Я бы не сказал, что эта тема так уж нова для Украины. В конце концов, процесс так называемого скрытого включения существовал всегда. Некоторые дети с ограниченными возможностями раньше имели возможность учиться вместе со своими здоровыми сверстниками. Одним из таких ярких примеров является история Дениса Предеина, мальчика из Симферополя, учащегося в обычной школе. Будучи прикованным к инвалидному креслу, он окончил школу с золотой медалью и поступил в университет. В школе, где учился Денис, не было пандуса, но его одноклассники каждый день носили мальчика по лестнице на руках.

Сегодня школа № 3 имени Макаренко в Симферополе, где учился Денис, является пилотной школой нашего проекта, и сегодня в ней учатся 6 детей с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП и другими проблемами развития. В этом резюме отражена напряженная работа всех тех, кто отвечал за успешное включение каждого ребенка в школьную среду. На сайте нашего проекта есть видеоролики, показывающие, как это происходит на практике уже сегодня.

Какие законы регулируют внедрение инклюзивного образования в нашей стране?

— Украина ратифицировала «Конвенцию о правах инвалидов» в 2009 году. Украина ратифицировала «Конвенцию о правах инвалидов». Статья 24 Конвенции гласит, что государства-участники признают право инвалидов на образование и в целях реализации этого права без дискриминации и на основе равных возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение на протяжении всей жизни. Конвенция является актом прямого действия, что означает, что нарушение ее положений будет достаточным основанием для обращения граждан в суд в случае нарушения их прав.

В последнее время был принят целый ряд новых нормативно-правовых актов, способствующих развитию модели инклюзивного образования в Украине. Я упомяну лишь несколько наиболее важных из них. 1 октября 2010 года приказом № 912 Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины была утверждена «Концепция инклюзивного образования». Еще одним важным документом стал «Порядок инклюзивного образования в общеобразовательных учебных заведениях», утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 15 августа 2011 года. Также было принято новое «Положение о психологических, медицинских и педагогических консультациях», основанное на пересмотренных образовательных рекомендациях.

Расскажите, пожалуйста, о внедрении инклюзивного образования в Крыму и Керчи?

— Ведущую роль в этом играет Министерство образования и науки, молодежи и спорта Крыма. Министерство определило начальные дошкольные учреждения и школы для внедрения инклюзивного образования. Создается банк данных о детях с особыми потребностями, проводятся семинары и рабочие встречи с представителями местного образования. В Керчи родителей особенных детей, желающих обучать своего ребенка в инклюзивном классе, просят обращаться в Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи: ул. Самойленко, 25, тел. +48 22 623. 2-13-96.

Но, по словам керченских родителей особых детей, которые уже обратились в центр, количество заявок очень мало. Но такие дети в Керчи есть, и их довольно много. Это говорит о том, что родители просто не имеют никакой информации или имеют искаженную информацию о том, что такое инклюзивное образование и почему имеет смысл настаивать на нем. Поэтому мы, как проект, считаем одной из своих главных задач предоставление корректной информации по данному вопросу. Мы хотим дать родителям возможность сделать осознанный выбор будущего жизненного пути своего ребенка.

Сегодня их огорчает отсутствие специальной поддержки особых детей в обычных школах и детских садах и неготовность остального общества принять их. Но скажите, как скоро появится такая поддержка и как скоро изменится отношение, если особые дети не будут приходить в школы, а их родители не будут разумно настаивать на создании для них подходящих условий на основе прав?

От автора. Я считаю, что наличие одного или двух исключительных детей в каждом детском саду или школьном классе пошло бы на пользу всем. Такой ребенок быстрее адаптируется в обществе и заведет новых друзей, а остальных детей воспитает более терпимыми, сострадательными и толерантными.

Дети смогут понять и принять тот факт, что все люди разные, но все люди в нашем обществе имеют равные права. И это один из ключевых моментов для построения здорового общества, способного уважать права и свободы каждого человека, независимо от количества заболеваний, цвета кожи, расы или религии. Разве не к этому мы стремимся?

Ирина Седова в рамках проекта «Имеем право» при поддержке благотворительного фонда «Мы вместе

Предпосылки инклюзивного образования в Казахстане

Дети с особыми потребностями лучше адаптируются в обычных школах, чем в специальных, потому что там они также получают социальный опыт. Также считается, что здоровые дети, которые учатся вместе с детьми с особыми потребностями, развивают мягкость и ответственность и становятся более самостоятельными. Если ребенок с особыми образовательными потребностями помещен в класс, учебное заведение и орган управления образованием обеспечивают его необходимой мебелью и оборудованием, учебниками и психолого-педагогической поддержкой. Кроме того, у каждого ребенка с особыми образовательными потребностями должен быть помощник воспитателя. Это может быть действующий учитель или специалист, нанятый органом образования. Ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии в начале обучения в средней школе. Этот документ содержит рекомендации по организации учебного процесса в школе.

В остальном пакет документов для этих детей очень похож на пакет документов для других детей. Специальное образование считается частью общей системы образования, и государство создает условия для лиц с особыми образовательными потребностями, чтобы предоставить им равные возможности в получении образования. Законодательство Казахстана, в соответствии с основными международными документами в области образования, учитывает принцип равного права на образование для лиц с ограниченными возможностями. Гарантии права детей с ограниченными возможностями на образование закреплены в Конституции Республики Казахстан, законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «Об общественной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и «О специальных государственных услугах». Следует понимать, что формирование системы инклюзивного образования направлено в первую очередь на защиту интересов детей, которые, так или иначе, уже стихийно включены в общее образование. А также дети с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу различных факторов, часто из-за тяжелых форм интеллектуальных и физических недостатков, не могут участвовать в той или иной образовательной организации.

Инклюзивное образование — это особая система дошкольного и школьного образования, в которой на равных участвуют дети, не нуждающиеся в психофизиологической помощи, и те, кто в ней нуждается. Проще говоря, это школа, в которой дети с психосоматическими расстройствами и без них учатся в одном классе. До недавнего времени дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, относились к категории инвалидов. Это были мальчики и девочки с церебральным параличом, глухонемые или слепые, с легкими формами умственной отсталости, а также с аутизмом. Обычно родители отправляли таких детей в специальные школы коррекционного формата — интернаты. Так было и в Казахстане.

Однако в последнее время ситуация начала меняться. Поскольку образование в Казахстане доступно для всех, возникла проблема создания таких учебных заведений, где дети, независимо от их физиологических и психологических способностей, получали бы адекватную социализацию и обучение. В современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые учебные заведения — это глобальный социальный процесс, который касается всех высокоразвитых стран. Его основа — готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями. Образование — это право каждого. Дети с ограниченными возможностями занимают особое место в национальной системе образования. Термин «инклюзивное образование» был привнесен в Казахстан Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики. Основные принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право общаться и быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.

Инклюзивная школа — это, прежде всего, демократическая школа, которая воспитывает уважение к людям и их образу жизни. В такой школе ученики творчески сотрудничают для решения образовательных проблем. Предметом инклюзии является ребенок с проблемами здоровья и особыми образовательными потребностями. Посещение местных школ является важным показателем инклюзии детей. Дети учатся не только в стенах школы. Они учатся в семье, через общение со сверстниками и друзьями, а также участвуя в различных социальных мероприятиях в своем сообществе. Посещение школы поддерживает другие формы обучения. Учителя несут исключительную ответственность за обеспечение активного участия всех учеников в предоставлении равных образовательных возможностей для всех.

Трудности, с которыми часто приходится сталкиваться при построении образования для всех, не могут быть преодолены только одной школой. Она требует активного сотрудничества и участия всех учебных заведений. В Казахстане до сих пор существует ряд нерешенных вопросов и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования: — неадекватное отношение к детям с ограниченными возможностями; — отсутствие специально подготовленного педагогического персонала; — недостаточное материально-техническое оснащение учебных заведений; — физические барьеры для доступа.

Казахстан опережает страны Центральной Азии по внедрению инклюзии в систему общего образования. В стране действуют семь центров, которые оказывают методическую и психолого-педагогическую помощь учебным заведениям, педагогическому составу и родителям, вовлеченным в процесс. Среди них — региональные центры по внедрению интеграции в Актюбинской и Акмолинской областях, Караганде и Западном Казахстане, в Кызылорде. Тринадцать реабилитационных центров, 429 исправительных центров и 58 центров психологического и медицинского консультирования оказывают коррекционную помощь таким детям.

Инклюзивное образование в Казахстане делает только первые шаги. В обращении Президента Н. Назарбаева «Путь Казахстана — 2050: общая цель, общие интересы, общее будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание к нашим гражданам с ограниченными возможностями». Казахстан должен стать для них безбарьерной зоной. Мы обязаны заботиться об этих людях, которых очень много, перед собой и обществом». Позитивную и благоприятную среду в инклюзивном классе можно создать за несколько месяцев или даже недель с помощью опытного педагога и психолога, но когда речь идет об оборудовании и руководстве для преподавания и обучения, это может занять несколько месяцев или даже десятилетий. Хотя согласно казахстанскому законодательству каждая школа открыта для учащихся с особыми потребностями, на практике все обстоит сложнее.

Если вам трудно обеспечить ребенка всеми необходимыми учебными материалами в школе или вам нужны дополнительные занятия, хорошим вариантом будет работа с репетитором, который составит индивидуальную программу, учитывающую все потребности развития вашего ребенка. У детей с особыми образовательными потребностями есть несколько вариантов образования, т.е.

— Специальные школы и школы-интернаты;

— Коррекционные классы в общеобразовательных школах.

Каждый из этих образовательных форматов имеет свои преимущества и недостатки. Несомненными преимуществами включения детей с особыми потребностями в общее образование являются социальный опыт и поддержка со стороны профессиональных педагогов — эти факторы способствуют более гармоничному развитию.

Кроме того, другие ученики становятся более независимыми, ответственными и терпимыми, находясь рядом с учениками с особыми потребностями.

Однако инклюзивное образование также создает ряд проблем для школ, родителей и самих учащихся. Некоторые из них при правильном подходе легко решить, но некоторые требуют времени.

  1. Грохотова Ж. A. Стартинейджерская игра на тему «Здоровый образ жизни». — 2011. — № 3. — С. 5-6
  2. Иванов А. V. Игры и игровые занятия в образовательной среде школы: методическое пособие. — МОСКВА: ГЕНОРОСИЙСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, 2005 г. — 160 с.
  3. Иарская-Смирнова, Е.Р., Лошакова, И.И.. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями.
  4. Сабельникова С. I. Развитие инклюзивного образования. Руководство для директора образовательного учреждения. — 2009 — С. 25-28
  5. Есиргепова В. Ж. «Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, перспективы». 2011г

Основные понятия (генерируются автоматически): Казахстан, ребенок, инклюзивное образование, потребность, школа, возможность, образование, управление образованием, учебное заведение.