В правилах дорожного движения прописаны нормы парковки, остановки и стоянки. Есть немало случаев, когда водитель имеет право прекратить движение только в экстренной ситуации. В противном случае может грозить штраф в размере от 1000 до 3000 рублей, что зависит от региона и статьи. Стоит уточнить, что остановка и стоянка — это не одно и то же. Первая предусматривает прекращение движения на несколько минут для посадки или высадки пассажиров, загрузки или выгрузки груза. Стоянка же занимает больше 5 минут. Если автомобиль остается на специально оборудованной территории (паркинге или площадке), такое действие называется парковкой.

Где можно оставлять машину надолго?

Есть список допустимых мест, где можно законно оставлять автомобиль на продолжительный срок и не бояться штрафа:

  • На обочине — за пределами проезжей части и по ходу движения. Это своего рода край дороги (кроме тротуаров), пространство за линией разметки. На тротуаре же можно останавливаться только при наличии разрешающего знака.
  • Справа от дороги при отсутствии обочины и ширине дорожного полотна не менее 3 метров. Мотоциклы допускается оставлять один рядом с другим, главное, чтобы для других участников движения оставалось достаточно места.
  • Справа и слева от дороги на обочине за пределами населенного пункта. В городе же только на участке с односторонним движением.

Для продолжительного отдыха вне населенных пунктов рациональнее останавливаться за пределами главной дороги или поискать специально оборудованное место — так будет безопаснее всего.

Правила парковки

Чаще всего машины паркуют параллельно дороге, но это не единственное допустимое положение. Остановку можно совершать перпендикулярно или под углом, в зависимости от линии дорожной разметки и сопутствующих ей дорожных знаков. Кроме того, нужно обращать внимание на уточняющие таблички:

  • в какое время дня и/или ночи действует знак;
  • по каким дням недели;
  • для каких видов транспортных средств он актуален;
  • какое положение требуется занять относительно тротуара или края обочины.

Правила парковки уточняются не только в бесплатных зонах, но и на территориях платных стоянок.

Парковка на тротуаре, газоне или под запрещающими знаками

В Кодексе об административных правонарушениях отсутствует такое понятие, как «газон». Неофициально он характеризует участки с зелеными насаждениями, и заезд на них влечет за собой большие штрафы — до 5000 рублей. Одни из самых больших штрафов выписываются в Санкт-Петербурге. Наказание будет неизбежно за остановку на участках, покрытых травой, в местах с растущими деревьями, на клумбах. То же касается тротуара — специально выделенной зоны для пешеходов. Если он находится на одном уровне с проезжей частью, то чаще всего отделяется зелеными насаждениями.

Исключение из правил все же есть. Совершить стоянку на газоне или тротуаре можно, если:

  • у водителя резко ухудшилось самочувствие;
  • транспортное средство оказалось неисправным;
  • возникла какая-либо экстренная ситуация;
  • предприняты все меры безопасности — выставлен знак, включены габариты.

Стоит быть готовым, чтобы при встрече с инспектором ГИБДД, последний потребует документальное подтверждение причины экстренной остановки. Если водитель пожалуется на плохое самочувствие, ему будет вызвана скорая. Врач после осмотра делает заключение и подтверждает или опровергает слова водителя. В случае обмана выписывается штраф. В больших городах вдоль дорог предусматриваются велосипедные дорожки. Стоянка на них не разрешена нигде. И даже ездить по ним запрещается.

На каком расстоянии от перекрестков и переездов можно парковаться?

От места остановки транспортного средства до пешеходного перехода или перекрестка должно быть не менее 5 метров. Согласно правилам дорожного движения, исключение составляют только Т-образные перекрестки. Если до сплошной линии разметки остается от 3 метров и больше или есть обочина, припарковать автомобиль можно непосредственно напротив пересечения дорог. Совершить остановку допускается и сразу за «зеброй», если отсутствуют знаки, запрещающие это делать.

Правилами парковки предусмотрено, что на спуске, подъеме или повороте оставлять авто можно при условии видимости от 100 метров. Такие участки относятся к разряду опасных, ведь машина, оставленная в неположенном месте, может стать причиной серьезного ДТП. При экстренной ситуации лучше всего совершить стоянку на подъеме, а не на спуске, так как в первом случае участники дорожного движения имеют больше шансов вовремя увидеть ТС. При временной или продолжительной остановке на подобных участках проезжей части нужно поворачивать колеса в сторону обочины, во избежание непроизвольного движения авто.

Где остановка и стоянка наиболее опасны?

Если по острой необходимости или собственному желанию пришлось остановиться на проезжей части, нужно учесть, что это может быть опасный участок. Остановка в неположенном месте грозит не только штрафом, но и аварией. Парковка запрещается в таких местах, как:

  • рядом с трамвайными путями и непосредственно на них;
  • на пересечении проезжей части и железнодорожных путей;
  • на дорожке, предназначенной для велосипедистов;
  • в туннелях;
  • на расстоянии от разделительной разметки менее 3 метров;
  • около крутых поворотов;
  • на главных дорогах вне населенных пунктов.

Недопустимо останавливаться в любом месте, где авто может закрыть обзор другим водителям транспортных средств. А также не бывает исключений из правил при наличии запрещающих знаков. В соответствии с ПДД, возле остановок для общественного транспорта совершать парковку нельзя, но это не касается случаев посадки и высадки пассажиров. На эстакадах, путепроводах и мостах можно останавливаться, если имеется не меньше 3 полос в одном направлении. Это связано прежде всего с высокой нагрузкой на опоры. Поэтому длительная стоянка на мостах категорически запрещена.

Правила остановки на дорогах с односторонним движением

На проезжей части, где предусмотрено одностороннее движение, разрешено парковать авто как с левой, так и с правой стороны, но при одном из условий:

  • если между обочинами поток движется только в одну сторону;
  • если имеется знак «одностороннее движение».

При наличии разделительной полосы и разностороннего потока, остановка с левой стороны будет невозможна.

Чем грозит нелегальная стоянка и временная остановка?

Неправильная остановка (с нарушением правил) — веское основание для выписки штрафа инспектором ГИБДД. Если водителя на месте не окажется, будет вызван эвакуатор, и его работу придется оплатить. В среднем такая услуга обходится в 5000 рублей. Нередки и такие случаи, когда некорректно совершенная парковка приводит к аварийной ситуации. Тогда виновник случившегося обязан возместить ущерб всем, кто пострадал.

Размеры штрафов в разных регионах отличаются, поэтому следующие данные приблизительны:

  • стоянка в неположенном месте — 3000 рублей;
  • остановка на месте, предназначенном для инвалида — 5000 рублей;
  • парковка без нарушений, но спровоцировавшая пробку — 3000 рублей;
  • несанкционированная стоянка, совершенная должностным лицом — до 30000 рублей;
  • некорректная парковка на автомобиле, который числится за организацией — до 300000 рублей.

Если автомобиль был доставлен эвакуатором на штрафстоянку, это повлечет за собой дополнительные расходы — за хранение ТС. Чаще всего оплатить штраф удается с 50%-ной скидкой, но не позже, чем в течение 20 дней. Если назначено взыскание за неоплаченную парковку или был испорчен газон, любые возможные льготы аннулируются.

Стоит отметить, что правила парковки нужно соблюдать и во дворах жилых домов. В противном случае можно препятствовать проезду скорой помощи, пожарным автомобилям, аварийным службам. В таких ситуациях водитель не только навлекает на себя штраф, нарушая ПДД, но и рискует стать причиной серьезных проблем.

Как проходит экзамен в ГИБДД

sdacha-na-prava

Тестирование ГИБДД во многом повторяет то, что курсанты сдают на экзаменах в автошколе. Как проходит внутренний экзамен в автошколе, мы уже рассказывали. В этот раз поговорим о том, как проходит сдача экзамена в ГАИ в 2021 году.

Обычно на экзамен в ГИБДД курсанта записывает автошкола. Если этого не произошло или после окончания автошколы прошло уже много времени, записаться придется самостоятельно.

Содержание

  • Теоретический экзамен
  • Автодром
  • Вождение в городе
  • Как проходит вождение в городе
  • Как оценивается экзамен в городе

Теоретический экзамен

teoreticheskiy-ekzamen

Первым по счёту идёт теоретический тест на знание правил дорожного движения. Весь процесс обучения в автошколе сопровождается заучиванием правил по учебнику, и у хорошо подготовленного курсанта не возникнет сложностей со сдачей этой части экзамена.

Раньше вопросы выдавались на бумажных билетах — сейчас тестирование проходит за компьютером. Всего курсант отвечает на 20 вопросов за 20 минут с правом на две ошибки. Пытаться списывать или жульничать на теоретическом экзамене в ГАИ не стоит. Это обязательно заметят и отправят на пересдачу.

Экзаменационные вопросы каждый курсант знает заранее, поскольку из них состоят все учебники с билетами. По сути, подготовка представляет собой изучение экзаменационных вопросов и ответов к ним, а правила дорожного движения играют роль пояснения, почему нужно ответить так или иначе.

Автодром

sdacha-praktiki-gibdd

Те, кто успешно сдал теорию, допускаются к сдаче вождения на автодроме. В экзаменационный день (обычно это суббота) тестирование курсантов идёт потоком. Иначе говоря, как только заканчивается теоретическая часть, начинается автодром. Эта часть экзамена, как правило, даётся курсантам проще всего. В нее входит демонстрация навыков по трём упражнениям из пяти разученных:

  • маневрирование между конусами («змейка»);
  • параллельная парковка;
  • въезд в гараж задним ходом;
  • разворот во дворе;
  • трогание на подъёме (включается в экзамен обязательно).

Самым простым упражнением считается «змейка», так как для слалома между конусами не нужно особых навыков, достаточно уметь вовремя вращать руль. Параллельная парковка и въезд в гараж даются сложнее, но самое сложное упражнение — трогание на ручнике в горку. Оно даётся труднее всего.

При трогании на подъеме важно грамотно сработать ручным тормозом и сцеплением одновременно, поэтому упражнение нередко становится причиной провала на автодроме. Те же, кто успешно сдаёт эту часть экзамена, отправляются на вождение в городе.

Конкретных оценок, сколько баллов и за какое упражнение выставляется, никто не озвучивает. Известно, что на автодроме можно допустить одну несерьёзную ошибку (например, задеть конус). Сбитый конус и уж тем более несколько приводит к пересдаче. Равно как и провал с троганием в гору.

Вождение в городе

sdacha-prav-gorod

Наиболее сложной частью экзамена считается вождение в городе. Оно проходит на определённых маршрутах, включающих в себя сложные перекрёстки и участки дороги, где запрещена остановка и стоянка.

На пассажирском сидении, справа от курсанта, находится его инструктор. На заднем сиденьи располагается инспектор, который ведёт записи о том, как курсант проходит экзамен, и фиксирует ошибки. Некоторые грубые ошибки автоматически засчитывают курсанту провал всего экзамена.

В первую очередь нужно пристегнуть ремень безопасности. Если ученик забыл это сделать, экзамен считается проваленным. Далее следует провести регулировку сидения и зеркал под себя. После автомобиль снимается с ручника и включается сигнал поворота, сигнализирующий о намерении отъехать от обочины на проезжую часть. Если что-то из этого не выполнено, экзамен считается проваленным.

Как проходит вождение в городе

В ходе теста инспектор ГИБДД, сопровождающий курсанта, может просит его выполнить определённые манёвры, например, разворот на перекрёстке или показать движение на определённой передаче. Грубыми ошибками считается, если автомобиль заглох — ученик бросил сцепление, или если манёвр был выполнен некорректно — не включен сигнал поворота или была создана аварийная ситуация.

Крайне внимательно нужно считывать дорожные знаки. На тихих улочках нередко встречается ограничение скорости в 20 километров в час. Превышение даже на пять километров в час в таком случае может стоить курсанту сданного экзамена.

В конце инспектор просит курсанта припарковать автомобиль, но не нужно сразу сворачивать на обочину. Останавливаться можно только там, где разрешена стоянка, и нужно быть уверенным, что по пути не было запрещающего знака или нет других препятствующих факторов (например, выезда из двора напротив места остановки). Но не стоит и затягивать с манёвром: если выбирать место слишком долго, экзамен будет считаться проваленным.

Как оценивается экзамен в городе

kak-ocenivaetsya-sdacha-na-prav

Всего у экзаменуемого есть 5 баллов. За каждую ошибку его лишают определённого количества баллов. Грубые ошибки оцениваются в 5, средние — в 3, а мелкие — в 1 балл.

  • не уступить дорогу транспорту, у которого преимущество;
  • не уступить дорогу пешеходу с преимуществом;
  • выезд на встречную полосу, где это не разрешено;
  • выезд на встречные трамвайные пути;
  • проезд на красный свет;
  • невыполнение требований знаков приоритета или дорожной разметки;
  • пересечение стоп-линии при остановке;
  • нарушение правил обгона, поворота, разворота, движения задним ходом, превышение скорости;
  • вмешательство инструктора (использование дополнительных педалей);
  • игнорирование задания экзаменатора.

Всё вышеперечисленное приводит к провалу экзамена. Средних и мелких ошибок меньше, если их составить вместе. Список едва нагонит полный перечень грубых нарушений. Математически вычисляется, что курсант имеет право на одну среднюю ошибку или на четыре мелких, при условии, что он не допустит более ни одного нарушения:

  • нарушение правил остановки или стоянки — 3 балла;
  • не включен сигнал поворота при манёвре — 3 балла;
  • не использована в установленных случаях аварийная сигнализация или знак аварийной остановки — 3 балла;
  • выезд на перекрёсток в заторе — 3 балла;
  • не пристёгнут ремень безопасности — 3 балла;
  • использование телефона во время движения — 3 балла;
  • несвоевременно поданный сигнал поворота — 1 балл;
  • выбор скорости движения без учета дорожных и метеорологических условий — 1 балл;
  • слишком медленное движение без необходимости — 1 балл;
  • резкое торможение без необходимости — 1 балл;
  • заглох во время экзамена — 1 балл.

Чтобы успешно пройти экзамен в ГИБДД, нужно преодолеть все его этапы и выполнить команды инспектора, не допустив серьёзного или двух средних нарушений.

После финальной остановки в правильном месте инспектор ставит удовлетворительную оценку, с которой можно идти собирать документы, оплачивать пошлину и получать своё честно заработанное водительское удостоверение.

Как подобрать первый автомобиль

первый автомобиль

Еще на этапе обучения будущие водители начинают поиск первого автомобиля. Из-за малого опыта вождения высок риск мелких ДТП. Новую машину поцарапать жалко, поэтому лучше приобрести автомобиль с пробегом. Но большинство подержанных машин продается с проблемами.

О том, с какими проблемами вы можете столкнуться, купив б/у автомобиль той или иной марки, читайте в обзорах в нашем блоге. Чтобы избежать неожиданных «сюрпризов», перед покупкой проверьте историю автомобиля по госномеру ТС.

Для проверки большого количества машин профессиональными продавцами мы создали сервис безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Успехов в сдаче экзаменов и поисках первого автомобиля!