Благодаря самиздату у читателя появилось право самостоятельного выбора

Автор эзотерических детективов Элеонора Пахомова рассказала о преимуществах использования самиздатовских площадок и нежелании работать в рамках определенного жанра.

Самиздатовские площадки появились в России совсем недавно, а некоторые независимые писатели уже успели достаточно громко заявить о себе. Как вы думаете, в чем феномен популярности самиздата?

Наверное тем, что читатель вправе сделать самостоятельный выбор, что ему очень интересно. Каким-то образом публикация книг проходит через довольно жесткий фильтр. В результате читателю предлагаются те работы, которые, по мнению издателя, достойны внимания. На это мнение безусловно влияет мониторинг рынка, но все же большую роль здесь играет человеческий фактор: личный вкус, предпочтения, субъективная оценка редактора. В конечном итоге мы видим на полках книги, которые нравятся издателю. Но должны ли они понравиться читателю? Может ли издатель решать за всех, что им нравится? В случае с самиздатом читатель имеет доступ к большому выбору рукописей и выбирает сам. Мне кажется, разумный самиздат, как лакмусовая бумажка, может выявить самые неожиданные читательские предпочтения и существенно повлиять на рынок. Например, самиздат довольно неожиданно выявил достаточно большую читательскую аудиторию мужской лирической прозы на примере таких писателей, как Вячеслав Прах и Ринат Валиуллин. Но предвидеть эту тенденцию издатели не могли, судя по тому, что работать с этими авторами они начали только после того, как они прославились в самиздате.

В чем вы видите преимущества и недостатки независимого книгоиздания?

Когда мы говорим о плюсах, ключевое слово, очевидно, «независимый». Автор не связан сроками подачи рукописей, не обязан четко вписываться в формат той или иной книжной серии. Современные самиздатовские платформы хороши тем, что позволяют автору без всяких условностей публиковать свои книги и выкладывать их на полки тех же книжных интернет-магазинов, но пока, к сожалению, только в электронном формате.

OXXXYMIRON — МОХ

В то же время основной проблемой независимых авторов является необходимость самостоятельно продвигать свои книги. В этом смысле я считаю очень интересной платформу для самостоятельной публикации SelfPub. Так как это проект Группы компаний «Литрес», в дальнейшем авторы могут иметь прямой доступ к читателю благодаря инструментам продвижения, которые есть в активе группы. Ведь в него входит не только крупнейший агрегатор лицензионных электронных книг, но и такие проекты, как, например, Livelib, Mybook.

Как неизвестный автор может привлечь внимание в огромном потоке самиздата?

На начальном этапе, конечно, следует постараться привлечь внимание читателей. И тогда, если читатели «распробуют» ваше произведение, то книга будет жить и дышать сама по себе, либо погибнет в безвестности. Например, когда я выпустил Rose and Cross, я воспользовался бесплатными рекламными возможностями Livelib. В частности, на этом сайте есть раздел «Легально читать», когда автор предоставляет файлы электронных книг для бесплатного скачивания на несколько дней. Пост о такой раздаче закреплен на главной странице сайта. Так «Роза и Крест» попала в руки своих первых читателей. После этого на сайте стали появляться отзывы, что стимулировало интерес других пользователей. А потом книга зажила своей жизнью. Я постоянно следил за статистикой и был счастлив, что читатели страницы книги стабильно увеличивались без рекламы. Наконец, спустя почти год после моего дебюта, я неожиданно для себя обнаружил «Розу и крест» в номинациях на премию «Выбор читателей Livelib». И это читательское признание стало для меня большей наградой, чем любая другая авторитетная книжная награда.

А если бы у вас не было поддержки читателей, вы бы перестали писать?

Нет, я не хотел увольняться. Для меня цель не признание, а созидание. Когда я смотрю на своих героев, шагнувших в мир со страниц книги, самодостаточных и законченных, я понимаю, что их и быть не могло, и радуюсь, что помогла им сбыться. И неважно, дадут ли они мне что-нибудь взамен, важно то, что они просто существуют. Борис Акунин сказал в одном из своих интервью о процессе написания: "Ты как волшебник — достаешь кроликов из пустоты. То есть зрителям кажется, как из пустоты. На самом деле из себя самого. И мало ли что" получается — белое или черное.А ты хочешь?Может они уже закончились?Если в твоем сознании появился герой,как вышеупомянутый кролик из пустоты,от него никуда не деться.Он задержится в твоем сознании пока не напишете его историю от начала до конца.И что самое интересное,не получится приписать ему что-то от себя и заставить делать что-то необычное так же на страницах книги.Можно только писать за спиной А потом, переместившись с головы в стороны, он окончательно оставит вас в покое, хотя, если честно, прощаться с ним грустно.

Вы экспериментируете с жанрами, и ваши книги сложно отнести к какому-то определенному жанру. Например, в одной из читательских рецензий «Роза и Крест» характеризуется так: «Странная такая книга. Начинает детективом. Продолжается триллер, затем психологическая драма, готический роман. К какому жанру вы относите свои книги?

Я не ставлю перед собой задачу писать в рамках определенного жанра. Сложно создать что-то свое на основе проверенного шаблона. Например, дизайнеры одежды экспериментируют с неожиданными сочетаниями фактур, почему писатель не может экспериментировать с неожиданными сочетаниями жанров? Главное, чтобы творческая находка получилась гармоничной и вдохновляющей. Чтобы не ломать голову над тем, к какому жанру отнести мои книги, к психологическому триллеру, детективу или роману, я решил ввести для них свое определение — "эзотерический детектив". Также я пишу серию — у каждой книги своя история, но их объединяют главные герои. Так что я назову его «Эзотерический детектив Элеоноры Пахомовой».

Не боитесь потерять публику?

Наоборот, благодаря оригинальности своих книг я рассчитываю найти свою аудиторию. Думаю, есть большая вероятность, что он будет посеян любителями разных жанров. Так же, как, например, исторический детектив нашел когда-то своего зрителя. Я четко понимаю, что мои книги узнаваемы по определенному сочетанию определенных компонентов. Эти «составляющие» вполне могут найти себе любовников, из которых и будет формироваться аудитория «эзотерического детектива».

Сколько книг вы собираетесь написать из этой серии?

Думаю, нет. Две уже написаны: «Роза и Крест» и «Белое братство». Сейчас работаю над третьим, и думаю, что он будет на уровне — в нем уже смешались "фирменные ингредиенты", появились "кролики из пустоты". Название пока не высказываю, ибо оно красноречиво, ассоциативно и в последнее время обросло скандальной славой. Сама идея стоит миллион. И все же я уже определился с темой, которую мне было бы интересно развить в четвертой книге. И тогда мы увидим, куда ведет кривая.