Первый год в школе труден для ребенка. Меняется привычный уклад жизни, появляются новые виды деятельности, новые социальные условия, незнакомые взрослые и дети. Поначалу ученики избегают прямых контактов между собой. Общение идет через учителя. Именно педагогу принадлежит решающая роль в формировании межличностных взаимоотношений у младших школьников.

Если учитель систематически дает отрицательные характеристики ученику, тем самым он понижает его значимость в глазах коллектива. Излишнее восхваление одного ребенка может привести к его изоляции как «любимчика». В то же время только учитель может ввести застенчивого ребенка в круг общения одноклассников.

Когда адаптационный период проходит, дети начинают активно строить взаимоотношения. Однако если это происходит без надзора то каждый участник пытается настоять на своем, доказать свою значимость не стесняясь в методах и, как правило, такие взаимоотношения недолговременны.

По мере взросления появляется хороший друг. У ребенка возникает определенный круг общения, в котором ему комфортно, несмотря на возникающие иногда ссоры и разногласия. Приоритет отдается совместной деятельности, а не взаимоотношениям. В сознании школьника формируется система нравственных норм, которым он стремится следовать, не зависимо от обстоятельств.