Храм Христа Спасителя в Москве — уникальный памятник культуры, планированием и возведением которого в свое время занимались три императора. Предлагаем вам ознакомиться с историей Храма Христа Спасителя в Москве пережившего много не легких времен, но донесшего до нашего времени историю войны и ее невосполнимых потерь.

История планирования храма

В далеком 1812 году, самим Александром Первым был оглашен приказ, который призывал к построению собора в знак победы над Наполеоном. Приказ гласил, что храм есть огромной благодарностью Всевышнему за поддержку и помощь. Так же его строительство должно отождествлять вечную память погибшим в этой нелегкой войне за освобождение Родины. За воссоздание храма огромная благодарность генералу Кикину А.М. , который не побоялся преподнести свою идею Российскому императору.

За время планирования возведения храма, проводилось несколько конкурсов, на который было предложено около двадцати всевозможных проектов самых известных в то время архитекторов, но Александр Первый все же предпочел проект архитектора Витберга

Его идея предусматривала строительство трех частей, и каждая из которых символизировала Воскресение, Воплощение и Преображение. Нижняя часть по плану предусматривала погребение останков всех павших защитников Отечественной войны. Место застройки было подготовлено удачно – Воробьёвы горы. Выделенный из государственной казны бюджет на сумму шестнадцать миллионов рублей и значительные людские пожертвования должны были покрыть затраты на его возведение.

После прихода в императорское кресло Николая Первого, новый император посчитал проект недостойным для его воплощения. По исторической версии значилось, что конструкция сооружения не рациональна из-за природного скопления подземных ручьев под местом застройки, и строительство храма на Воробьевых горах стало невозможным.

Возведение Храма Христа Спасителя

С 1831 года Николай Первый , располагает доверием к архитектору Тону и поручает ему работу над планированием и строительством храма. Местом для начала работ был выбран Алексеевский монастырь, так как в дальнейшем уже построенный собор должен быть виден из любой части Москвы. В народе ходит легенда, которая гласит что монашка Алексеевского монастыря навела проклятие на место строительства собора и нарекла, что любая постройка не сможет стоять на данном месте более пятидесяти лет.

Но уже в начале сентября 1839 года произошла торжественная закладка собора. До конца текущего года, трудолюбивыми строителями было вырыто около двадцати тысяч кубометров места под фундамент и построено основание храма из камня. На протяжении следующих четырнадцати лет вплоть до 1853 года осуществлялось основное строительство, установка куполов и облагораживание внешнего вида. В начале 1855 года, на главный купол храмы был поставлен первый крест. Весь 1859 год происходил демонтаж наружных каркасов, необходимых для строительства. После чего специалисты приступили к художественному оформлению святого места, такие работы проводились на протяжении двадцати лет. И уже в 1881 г. параллельно с благоустроенной набережной и главной площадкой перед собором все работы были окончены.

Долгожданное открытие

В мае 1883 года произошло открытие и освещение храма, одновременно коронацией нового императора Александра Третьего. И в итоге долгих шестьдесят лет воплощение перешло в реальные очертания громадного храма с наличием четырех башен- колоколен. Его отличительной чертой стала форма в виде креста с равными концами, что дало возможность освободить центральную часть и не загружать ее множественными опорами.

О чем гласит легенда

Как и гласила народная легенда, храм простоял на месте только сорок восемь лет. В 1931 году, по наставлению Иосифа Сталина собор подлежал уничтожению. Изначально предполагалось разобрать некоторые конструкции и основные золотые наконечники куполов, но благодаря добротности строения рабочие не осилили поставленную задачу и применили в действие взрывчатку. С первой попытки подрывники не смогли подорвать полностью все постройки, поэтому пришлось производить еще один взрыв.

На освобождённом месте, план предусматривал начало строительства нового дворца для совещаний, значительно превосходящего по своим параметрам былые размеры собора. План предусматривал самое высокое на тот момент здание в мире. До конца 1939 года была окончена закладка фундамента и началось строительство отдельных частей здания, но с внезапным наступлением ВОВ все строительные работы перестали быть актуальными. Все металлические сооружения в дальнейшем использовались для производства противотанковых приспособлений. Впоследствии основу фундамента и другие материалы строительства разобрали для оборонительных нужд.

Восстановление Храма

В послевоенное время идею продолжения строительства Дворца советов не поддержали и фундамент храма заменили действующим бассейном. Его существование продлилось до 1994 года. В тяжелые годы перестройки, принялось продвигать общественное движение идею восстановления храма. В 1989 г. на правительственном уровне озвучивается решение о воссоздании собора. Действующий на то время президент России Ельцин Б.Н. , одобрил приказ о формировании «Фонда Возрождения в г. Москва» благодаря которому стала реальной возможность воссоздания святого места.

Уже в 1994 г. после письменного соглашения Московского Патриархата с правительством России рабочие приступили к разборке коммуникаций бассейна. А 7 февраля 1995 г. произведена закладка первого камня в фундамент нового храма

Разработкой проекта занимался академик Посохин в компании с опытными архитекторами Оболенским, Денисовым и Солоповым. На время восстановления была создана комиссия, которая контролировала процесс строительства в соответствии с былыми параметрами собора. Все работы по отделке и художественной росписи проводили опытные художники Российской академии Художеств.

В результате воссоздание храма Христа Спасителя произошло в очень сжатые сроки и он максимально соответствовал оригиналу, но новое здание еще и получило дополнительный цокольный этаж в стенах которого расположился музей, помещения для совещаний и кабинеты технической службы. Быстрое строительство позволило в 2000 году закончить абсолютно все работы. Торжественная часть по поводу открытия и освещения храма была осуществлена 19 августа, при помощи Святейшего Патриарха.

 

Храм Христа Спасителя изнутри

Внутренняя часть храма как по всей стране, так и за ее пределами славиться своими росписями. И это неудивительно, потому что над ними трудились величайшие русские художники по живописи, которые состояли в Российской академии Художеств. Благодаря работам Василия Верещагина и Василия Сурикова и др. сегодня предоставляется возможность наслаждаться их творениями в стенах собора.

Росписи раскинулись по стенам площадью 22 тыс. кв.м. и более девяти тысяч из них покрыты сусальным золотом. Все стены галереи находящиеся по периметру храма увешены мраморными досками с названиями всех сражений, поименным перечнем всех военнокомандующих, солдат и офицеров.  Стены помещают на себе имена всех святейших заступников, боровшихся за мир на Русской земле и князей погибших за Россию.

Для украшения убранства храма использовали итальянский мрамор

Богослужения и экскурсии в стенах храма

Каждый день врата храма открыты для верующих и нуждающихся. При его посещении женщины обязаны покрывать голову платками или косынками. Для гостей и туристов собора организовывается несколько маршрутов для ознакомления с храмом. В экскурсионную программу включено посещение музея, Зала Церковных соборов и смотровой площадки. Зал предусматривает проведение Новогодней елки, поэтому такие туры будут интересны не только взрослым, но и их детям.

Экспонаты музея доносят до наших времен историю создания Святынь. Четыре площадки удобны для осмотра территории и находится на четвертом этаже храма и подняться на них можно вполне комфортно – в соборе имеются лифты. С нескольких площадок открываются прекрасные виды на величественную Москву и Кремль.

Богослужения, проходящие в Храме Христа Спасителя в Москве

Как добраться до Храма Христа Спасителя

В помощь туристам и всем желающим посетить стены храма, необходимо воспользоваться следующим маршрутом:

  • с помощью Московского метрополитена и добраться до Театральной станции;
  • после чего перейти на станцию Охотный ряд и двигаться по красной ветке до ст. Кропоткинская;
  • выходя из нее видно Гоголевский бульвар, который выходит на площадь Пречистенские ворота;
  • далее через Гагаринский переулок и будет улица Волхонка, на которой и находиться храм.

Собор напоминает огромный музей, оформление которого насыщено историческими фактами, окунуться в которые могут не только жители столицы, но ее гости. Храм Христа спасителя есть величайшим памятником культуры, напоминающем об отваге русского народа и его силе.

Об истории Успенского Московского Кремля читайте в отдельной статье.