Картина «Мона Лиза» в свое время завоевала широкую популярность, поэтому в настоящее время о ее существовании знают все. Неповторимость образа графини дель Джокондо впечатляет людей со всего мира. На эту картину можно смотреть бесконечно, поскольку она действительно необычная и весьма загадочная.

История создания композиции

Работать над «Моной Лизой» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) начал приблизительно в 1503 году, а завершил свое творение – в 1505 году. Эти даты предположительные, поскольку бытует мнение, что истинным автором полотна был вовсе не итальянский живописец. Однако эта информация не имеет никаких документально подтвержденных фактов, поэтому во всем мире творцом «Джоконды» считают именно Леонардо да Винчи. Во многих книгах говорится о том, что над этим броским образом художник трудился долго и усердно. Он не принимал другие заказы на произведения вплоть до окончания работ над шедевром. Данный холст был выполнен в миниатюрных размерах – 76.8х53 см, что позволило творцу, покидая Италию, забрать его с собой.

Свою «Джоконду» Леонардо да Винчи писал маслом на доске из тополя

Некоторые источники сообщают, что мастер испытывал большую любовь к этому портрету, а во время его создания много размышлял о жизни. Но есть и другая информация, которая повествует о том, что в действительности при написании картины в мастерской да Винчи были люди, которые постоянно играли на лире и пели песни, благодаря чему образ стал излучать неповторимую улыбку. Как бы там ни было, «Джоконда» — это поистине необыкновенное творение, которое заслуженно считается одним из лучших произведений живописи в мире. Далее на фото можно увидеть, как выглядит композиция в Лувре.

Несколько мифов о портрете

Следует отметить, что ореол легендарности и необычности окутывает «Мону Лизу» только последние 100 лет. При жизни художника и после его смерти знаменитый образ оставался в тени. Превознес полотно Теофиль Готье, который обратил внимание на улыбку изображенной графини, и решил написать об этому книгу. После этого художники стали восторгаться натуральностью изображения, его скрытыми знаками и намеками. Но некоторые скептики уверены, что да Винчи не собирался делать свою Джоконду улыбающейся, а легкий намек на улыбку в виде приподнятых уголков губ – это личное видение Теофиля Готье. После него восторгаться композицией стали все, что привело к появлению разных мифов и небылиц.

Например, то, что художник зашифровал в глазах «Моны Лизы» буквы, а в пейзаже, на фоне которого она изображена — цифры. Разумеется, разгадать их никто не может, тем более что нет достоверных данных о том, что да Винчи планировал сделать из своей картины загадку. В любом случае, нельзя отрицать великие художественные преимущества этой картины. Она – настоящий шедевр эпохи Возрождения, который невозможно повторить или превзойти.

Где находится композиция сегодня

Биография «Моны Лизы» весьма интересная, ведь за все время существования она много раз меняла свое местонахождение. В свое время Франциск I выкупил ее у наследников Салаи и перевез в Фонтенбло, а спустя некоторое время она попала в руки Людовика XIV, который доставил ее в Версальский дворец. Также она находилась в аббатстве Лок-Дье, в США, Японии и даже в музее Александра Сергеевича Пушкина.

Многие ценители прекрасного мечтают увидеть своими глазами эту неповторимую композицию, но, увы, Лувр, расположенный в Париже, запретил использовать полотно в качестве экспоната для выставок. Дело в том, что холст сильно потемнел, на нем образовались трещины. Некоторые современники полагают, что изначально одеяние Лизы дель Джокондо было не черное, а изумрудно-зеленое с красными элементами. На многих копиях портрета представлены разные оттенки.

Сестра-близнец из Прадо

Роскошная дама с необыкновенной улыбкой, изображенная на холсте Леонардо да Винчи, имеет сестру-близнеца, которая находится в Мадриде в музее Прадо. Есть предположения, что копия знаменитого шедевра создавалась одновременно с подлинником в мастерской художника его учеником. Более того, существует версия, что композиция из Прадо – это подлинник, а вариант из «Лувра» — плагиат. Однако обе мысли не подтверждены, поэтому большинство доверяют той информации, которая считается официальной.

«Флора» из Эрмитажа: еще один мировой шедевр

Если говорить об удивительных картинах, которыми восхищаются миллионы людей, стоит упомянуть не менее известное полотно Рембрандта под названием «Флора» или «Саския в образе Флоры». На холсте изображена жена художника — Саския ван Эйленбух в образе богини цветов. Шедевр датируется 1634 годом. Изображение написано маслом и обладает такими размерами: 125 х 101 см. Спустя некоторое время после создания данного портрета стали появляться копии. Официальными признаны две: ранняя и обрезная. В Эрмитаже находится оригинал изделия, который, как и «Мона Лиза», провоцирует у очевидцев восторг и удивление.

Похищение «Моны Лизы»

Похищение легендарного полотна называют «преступлением века», поскольку это было очень резонансное и неожиданное событие, которое до сих служит поводом для обсуждений. В августе 1911 года работник Лувра решился на невероятное – похитить «Джоконду» прямо из музея. До сих пор никто не знает, какую цель преследовал похититель, когда выносил полотно. Есть версия, что он планировал увезти его на родину, считая, что Леонардо да Винчи поступил неправильно, лишив Италию такого ценного экспоната. После того, как пропажа была обнаружена, полиция Франции начала незамедлительные поиски портрета. К розыскным работам были подключены все сухопутные войска страны. Границы были перекрыты, а все работники Лувра – уволены.

Интересно, что в этом происшествии подозревали не менее известного художника Пабло Пикассо. Пресса тогда активно писала о данном событии, благодаря чему о картине узнали все. Нашли полотно только спустя два года, когда похититель решил реализовать украденное, предложив его директору Уффици. Позже виновник был арестован, но он так и не рассказал, что именно вынудило его украсть «Джоконду». Примечательно, что знаменитую «Мону Лизу» неоднократно пытались уничтожить. Так, например, в 1956 году один из посетителей музея специально облил ее кислотой, в результате чего пострадала нижняя часть холста. Похожий случай произошел спустя 18 лет, когда картину пытались облить краской из баллончика. А в 2009 году недовольная посетительница Лувра, которой не дали французское гражданство, кинула в стекло глиняный стакан, но этот акт вандализма не нанес никакого вреда полотну.

Исходя из всего этого, можно смело заявить, что «Джоконда» — это действительно необыкновенная картина, которая может спровоцировать самые неожиданные и необъяснимые эмоции.