В среду старший сын пришел домой из школы в подавленном настроении. Стал жаловаться на боль в животе, отказался обедать. Нет, он хорошо себя чувствует. Просто живот болит. А можно завтра я в школу не пойду, ну пожалуйста?

Нам повезло, сын довольно открытый мальчик и обычно все свои мысли и чувства транслирует вслух в режиме радио. Сразу начав плакать, он рассказал, что на параллели пятых классов проходят выборы «Капитанов Домов». (Мне кажется, в российской системе образования нет аналогов разделения на «дома», поэтому тут требуется уточнение. Все ученики школы делятся на четыре команды, у каждой есть название. Принадлежность к той или иной группе определяется цветом одежды, в которой дети приходят на всякие школьные соревнования. Такие объединения имеют своих лидеров – капитанов. На каждой ступени обучения (младшая школа, средняя и старшие классы) свой Капитан.)

Вот на эту-то должность и решил баллотироваться мой десятилетний сын. В задачи кандидатов входило выступление с предвыборной речью, которая убедила бы «народ» голосовать именно за них. Страшно? Да, пожалуй.

Волнительное событие — источник тревожности

Сын был в панике! Днем раньше он попытался снять свою кандидатуру, но уже было поздно, отступать было некуда. Следующий день обещал неминуемое испытание, а за ним – как это виделось ребенку – провал, неудачу и страшный позор. Подобные настроения для него не редкость. Он страдает от повышенной тревожности, с самого раннего детства. Очень трудно дался ему первый год в школе.

Как утверждают психологи, эта проблема есть примерно у 15-20% детей. Это не диагноз, но особенность психики. О ней нужно знать, чтобы помогать ребенку учиться гармонично встраивать эту особенность в жизнь, не давать ей становиться ведущим качеством личности, мешающим развитию, движению, счастливому самоощущению. К тому моменту, как Омар лег на диван и начал рыдать, я уже неплохо представляла, как мне предстоит действовать.

Как маме справиться с тревожностью ребенка?

Есть несколько важных моментов, которые должны знать родители, желающие справиться с тревожностью детей.
Состояние ребенка складывается из двух компонентов, первый из которых от вас не зависит, а второй – зависит именно от вас. Значит, первое просто принимаем как условия задачки, а над вторым – работаем.

Это не ваша вина! Ваш ребенок не болен! Не «плохо воспитан» и не «избалован»!

Склонность к повышенной тревожности может быть врожденной особенностью психики, темперамента. Есть люди, очень тонко реагирующие на все, что происходит вокруг них. Они, как правило, отличаются тонкостью восприятия, чутким умом. У них высокий эмоциональный интеллект, они склонны к глубоким размышлениям и рефлексии. Они способны улавливать информацию буквально «из воздуха» — у них развита интуиция, эмпатия, способность понимать невысказанное, умение ориентироваться в невербальных сигналах.

Обладая прекрасно развитым воображением, они глубоко чувствуют искусство, способны погрузиться в созданные человеческим разумом и духом «другие миры», они на самом деле видят в окружающем мире больше, чем другие, менее восприимчивые, менее чувствительные люди. Это их дар. Но у этого дара есть и обратная сторона: вероятность развития тревожности, боязливости и депрессивности. Из-за повышенной восприимчивости им сложнее справляться с лавиной разнообразных ощущений, которая сбивает с ног и полностью поглощает их.

Из-за огромного количества воспринимаемых импульсов такие дети часто бывают очень раздражительными. Им невероятно трудно справиться с собой, своими чувствами. «Не обращать внимания», «не реагировать», «не придавать значения» — это невыполнимо для людей такого склада. У них слишком тонкая, проницаемая «кожа».

Правильно организованная среда – ваша забота!

Среда, в которой растет ребенок, и опыт, проживаемый им, — это то, с чем вы можете и должны работать.
Если ребенок с подобной психической организацией оказывается в спокойной стабильной обстановке, где:

  •  его никто не дергает;
  •  не ругает;
  •  не сравнивает;
  •  не подгоняет;
  •  не смеется над ним;
  •  не пытается переделать;
  •  не отвергает («не будь плаксой», «возьми себя в руки», «не бери в голову», «не буду с тобой говорить, пока не успокоишься и не объяснишь внятно»);
  •  где все происходящие события в целом предсказуемы и понятны;
  •  где неожиданности, тем более неприятные, если и случаются, то родители берут на себя ответственность, демонстрируют спокойствие, силу, умение справиться и уверенность в благополучном исходе;
  •  где, если что-то беспокоит, всегда можно прийти и говорить с родителем так долго и подробно, как это будет нужно, и не опасаться оценок, нравоучений, насмешек, умолчаний, увиливаний, тогда и тревожность ребенка минимальна.

 

Создаем комфортный психологический климат

Помните, эти дети очень тонко чувствуют «погоду в доме»? Ваш сверхчувствительный ребенок считывает информацию буквально из воздуха. Он может не знать и не понимать, что именно не так, но он читает ваши невербальные сигналы, вашу мимику, как открытую книгу.

Открытые ссоры его пугают, но скрытые, разлитые в воздухе напряженность и враждебность, приводит в ужас!

  • Забота о вашем собственном психологическом комфорте и нормализация отношений внутри семьи – все это снижает напряженность. Ребенку буквально «легче дышится»! Конечно, это не всегда достижимо. Да и надо пытаться создавать идеальные стерильные условия – это «медвежья услуга» вашим детям.
  • Ссоры, споры, усталость и раздражение – часть жизни, и именно в семье ребенок должен научиться подходить к ним конструктивно. Проговаривайте все происходящее, ни в коем случае не лгите, что «ничего не случилось». Честно и просто можно сказать о чем угодно. Так вы научите ребенка приемлемым способам выражения негативных эмоций, принятию этих эмоций, уважению к чувствам. Требования к ребенку должны быть стабильными, постоянными и понятными ему, а не зависеть от настроения родителей, не меняться внезапно и без предупреждения. Ребенок не должен постоянно настороже, не должен мучительно анализировать атмосферу в доме, ожидая то мгновенной грозы, то непонятного приступа разгильдяйства.

 

Вдохновляем!

Не стоит, конечно, навязчиво транслировать воодушевляющие лозунги и развешивать по стенам транспаранты. Пусть в вашем распоряжении будет несколько вдохновляющих фраз, историй. Мне очень нравится ролик «Шимон Перес ищет работу». Неунывающий герой и слова: «Единственное, чего стоит бояться – это своего страха. Это не твое падение, это твоя дорога вперед.

Если нет ничего, ты можешь создать все, что угодно». Однажды мы с сыном прочитали высказывание Майкла Джордана и теперь вспоминаем его, когда руки опускаются от очередной неудачи и от страха перед будущими поражениями: «Я промахнулся более 9000 раз за свою карьеру. Я проиграл почти 300 матчей. 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок и я промазал. Я очень часто терпел неудачи в своей жизни. Именно поэтому я преуспел».

Развиваем чувство юмора!

Психологи утверждают, что подшучивая над собственными бедами и проблемами, мы будто поднимаемся над ними, получаем контроль. То, над чем мы способны посмеяться, нам не страшно.
Помните, в четвертой книге о Гарри Поттере школьники учились побеждать боггарта, привидение, умеющее превращаться в то, чего человек боится больше всего на свете? Способ, предложенный учителем, стоит запомнить и нам: его побеждают смехом. Невилл Долгопупс представил пугающего его до обморока Северуса Снегга … в чепце свой бабушки! Страшное превратилось в посмешище!

Страх, снедающая тревога – чувства мучительные, мешающие нам действовать и идти вперед. Так победим же его хорошей шуткой! Ридикулус!
Подавайте ребенку пример такого отношения к своим проблемам. Шутите. Удачно или не очень-то смешно – но старайтесь высмеять свою беду. С шутками над проблемами ребенка будьте очень осторожны. Это может делать только он сам.

Работаем над проблемой, а не над собой!

Когда перед сыном встала реальная проблема, не имело смысла ни шутить над ней, ни вдохновляться мотиваторами. Сам по себе психологический настрой не поможет в ситуации, где требуются знания, умения. Самоуверенность на фоне некомпетентности – это дутый «успех», который очень быстро превращается в «тыкву». Внутри него – пустота. Сыну нужна была предвыборная речь – и мы стали работать над этим. Поговорили, он записал несколько тезисов, положил лист в сумку и держался за него во время своего минутного выступления.

Тревожность сама по себе снижается, когда ты обретаешь реальные основания для уверенности. Когда вместо зыбучих песков неумения и незнания под ногами появляются твердые кирпичики знаний, умений и навыков. На следующий день сын выпрыгнул из остановившегося передо мной школьного автобуса: «Меня выбрали Капитаном!!»