Когда вы уже выбрали детский садик, наверняка вас волнует вопрос о том, как же теперь сделать так, чтобы этот выбор устраивал и вашего ребенка? Чтобы каждый раз, оставляя ребенка в детском саду (яслях), вы уходили со спокойной душой, зная, что ему хорошо и комфортно. Когда вы решили, что малыш должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

Уважаемые мамы! Вы задаете много вопросов по поводу подготовки детей в возрасте от 1 года до 3 лет к поступлению в детский сад. Мы постарались сгруппировать вопросы по темам и, как обещали, отвечаем на них.

Некоторые рекомендации психологов для гармоничного входа детского садика в жизнь ребенка

Не волнуйтесь при ребенке

Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

Готовьте ребенка к распорядку дня и расписаниям

Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: в слова с самим собой, вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет «по-большому» в одно и то же время (не с 11 до 12.30 часов — время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

Режим

В каждом детском саду существует определенный режим, он постоянен для детей той или иной возрастной группы в течение года. Режим дня – это смена активных и пассивных периодов, чередование разных видов игр и занятий в помещении и на улице. Режим для маленького ребенка – залог его здоровья, активности, хорошего настроения. Максимальное приближение домашнего режима к режиму детского сада позволит заблаговременно, в привычной домашней обстановке создать у ребенка новые стереотипы. В результате адаптационная нагрузка, которая ложится на малыша при поступлении в детский сад, уменьшится. Режим сна, пробуждения, питания нельзя часто и резко менять, т.к. в его основе лежит формирование биологических ритмов организма ребенка. Но если вы планируете привести малыша в детский сад в сентябре, то начните уже сегодня «выравнивать» временные пороги самых важных режимных моментов в соответствии с общепринятым режимом для детских учреждений:

  • 8.00 — 8.30 – прием детей
  • 8.30 – 9.00 – завтрак
  • 9.00 -10.00 – игры, обучающие занятия
  • 10.00 – 12.00 – подготовка к прогулке, прогулка, возвращение, подготовка к обеду
  • 12.00 – 12.30 – обед
  • 12.30 – 15.00 – подготовка ко сну, дневной сон
  • 15.00 – 15.30 – гигиенические процедуры
  • 15.30 –16.00 — полдник
  • 16.00 – 16.30 – игры, занятия
  • 16.30 – 18.00 – подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой или возвращение в детский сад.
В садах для детей, остающихся на вечер, предусмотрен полноценный ужин.

Питание в детском сад

Как правило, организация питания в детском саду – дело тщательно планируемое и контролируемое. Существуют определенные нормативы диетологов и эпидемиологов, которые действуют на уровне стандартов для детских учреждений Российской Федерации. В детском питании учитываются все необходимые для растущего ребенка количественные и качественные показатели. Поэтому есть смысл ориентироваться на тот набор продуктов и блюд, которые приготавливаются в детском саду.

Приучайте ваших малышей есть разнообразную пищу: фрукты, овощи, творог, рыбу, мясо.

В детском саду самых маленьких детей будут кормить кашами из натурального зерна, котлетками и тефтельками, полноценными супами, творожно – фруктовыми запеканками и всякими другими полезными вкусностями. Жалко, когда все это богатство оказывается не оцененным малышом. Надо отметить и то, что в хороших детских садиках готовят альтернативное меню, т.е. осуществляют замену продуктов для детей, страдающих аллергией.

Что делать когда ребенка сложно накормить

Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. О проблемах с аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и медсестрой.

Здоровье

Перед оформлением в детское учреждение необходимо провести углубленный осмотр ребенка всеми рекомендуемыми для данного возраста специалистами с определением уровня его физического и нервно – психического развития, проведением лабораторных исследований (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). При выявлении каких-либо отклонений в состоянии здоровья и развитии необходимо выполнить оздоровительные и корректирующие мероприятия.
Показана так же предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка. Однако надо иметь ввиду, что прививка вызывает напряжение адаптационных систем организма. Поэтому направлять ребенка в детский сад можно не раньше, чем через 2-3 недели после проведения последней прививки.

Закаливание

Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море). Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое — это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

Как научиться расставаться с мамой

Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («А ну-ка неси мою «рабочую» сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми — все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Взаимоотношение детей

Наблюдайте, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадным или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

Домашние привычки

Многие из вас спрашивают, что делать, если ребенок не держит ложку, не пьет из чашки, не ест самостоятельно или, наоборот, ест руками (двумя ложками), не просится на горшок, пользуется памперсами, сосет соску (палец) и т.д. Самый краткий ответ на этот вопрос: приучать.

Лучше, это делать заранее, в домашних условиях, чтобы новые требования не совпали с необходимостью привыкать к новой обстановке, новому режиму и новому окружению при переходе ребенка в детский сад. Ведь наша с вами общая задача – сделать этот переход плавным, бесконфликтным для малыша.

Если он все же чему-либо не успеет научиться, то в детском саду ему обязательно помогут постепенно овладевать всеми необходимыми навыками. Маленьких детей всегда докармливают с ложечки, помогают одеваться, учат контролировать свои состояния и пользоваться горшком, постепенно отучают от сосок и бутылочек. Самостоятельность на уровне возможностей малыша – это то, за что его надо поощрять и к чему стремиться.

Одежда и обувь

С одной стороны, все как обычно: натуральные волокна (хлопок, шерсть), кожаная обувь на каблучке, комфортная для движений одежда, соответствующая температуре окружающей среды. С другой стороны, несколько специальных советов для подбора «детскосадиковского» гардероба:

  • на одежде должны быть удобные застежки: «липучки», большие пуговицы, исправные молнии;
  • не стоит покупать дорогую одежду, лучше иметь больше сменной, т.к. малыши любят эксперименты с водой, песком, красками, любят ползать на коленях, на улице играть с листьями, ветками и т.д. В детском саду используются нагрудники, фартуки, нарукавники, но все же нательное белье, колготки, рубашки нужно будет менять каждый день;
  • надо будет позаботиться о том, чтобы в садике всегда был запас трусиков, маечек и другой одежды, если ваш ребенок склонен потеть или на тот случай, когда замочит рукава, прольет воду и т.д.;
  • прогулочные брюки и комбинезоны должны быть так устроены, чтобы в случае необходимости их можно было быстро расстегнуть. Приобретайте не маркую, легко стирающуюся и быстросохнущую верхнюю одежду;
  • может быть, не сразу, но в течение года понадобится наряд для праздников. Что именно, вам посоветуют воспитатели, это зависит от самого праздника и от традиций детского сада.

Важные моменты для ребенка в детском саду

Огромное значение имеют первые 2 месяца в жизни ребенка в детском саду. Мы их называем адаптационными.

  • Адаптационный период фактически начинается в тот момент, когда Вы приняли решение о том, что Ваш ребенок будет посещать детский сад. Постарайтесь выяснить все интересующие Вас вопросы и в разговорах подготовить ребенка к изменению в его жизни. Придите вместе с ребенком в детский сад на прогулку, зайдите в гости к игрушкам и детям, на праздник. Заинтересуйте малыша всем происходящим в детском саду.
  • Первый день в детском саду, первое впечатление имеют для ребенка огромное значение. Выберите Вашему малышу шкафчик, кроватку. Вечером подробно обсудите с ребенком увиденное. Желательно обратить внимание ребенка на радостные воспоминания дня и вызвать интерес к посещению детского сада.
  • Во время адаптационного периода желательно, чтобы ребенка забирала мама, папа и другие близкие люди, в то время, на которое договорились — это дает возможность воспитателю подготовить ребенка к уходу домой и не обмануть его ожиданий. Постарайтесь не оставлять первые дни ребенка на тихий час.
  • Расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Какие сказки любит читать, каких героев сказок и мультфильмов особенно любит, во что предпочитает играть. Опишите, как Ваш малыш реагирует на большие коллективы детей, громкие звуки, как Вы его успокаиваете, если он плачет…
  • Принесите в детский сад любимую игрушку, книжку или фотографию. Это поможет малышу не чувствовать себя оторванным от дома, будет частью его привычной обстановки.
  • С вниманием и интересом расспрашивайте ребенка о том, чем он занимается в детском саду, радуйтесь за его успехи, хвалите за старания.
  • Соблюдайте дома режим дня и рекомендации воспитателей детского сада.
  • Не обсуждайте при ребенке, если вам что-то не понравилось в детском саду, не формируйте негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам.

Как маме подготовиться к поступлению ребенка в детский сад?

Хороший вопрос, т.к. от настроя мамы будет зависеть успешность данного мероприятия для ребенка. Очень часто мамы чувствуют себя тревожно, боятся отпустить и доверить ребенка другим людям. Некоторые чувствуют вину по поводу того, что вынуждены определять кроху в ясли.

Дорогие мамочки! Всегда помните о том, что ваши дети находятся с вами в одной эмоциональной «связке» и все, что чувствуете и переживаете вы, обязательно отразится на их настроении.

Некоторые из вас мучаются вопросом отдавать или не отдавать малыша в ясли. Большинство специалистов считают, что ребенку в раннем детстве показано расти в домашних условиях, в семье, рядом с мамой. Действительно, потребность в общении со сверстниками формируется к 4 — 4,5 годам, а до этого времени дети не очень стремятся к социальным контактам. Поэтому, если вы не торопитесь с выходом на работу, малыш гармонично развивается, вы сами справляетесь с его воспитанием, то не ломайте голову по поводу детского сада – оставайтесь дома без всяких сомнений. Для большего разнообразия запишите вашего ребенка в группу развития, куда вы будете вместе с ним ходить 2-3 раза в неделю на 2 часа.
Но если обстоятельства «поджимают», малыш слишком активен, ему, как вам кажется, не хватает пространства для общения и собственных идей – принимайте решение по поводу определения ребенка в детский сад, а когда примите такое решение – не «возвращайтесь назад», делайте следующий шаг – выбирайте хороший детский сад. Будьте открыты, доброжелательны, позитивно настроены. Интересуйтесь, узнавайте, спрашивайте, выбирайте до тех пор, пока не почувствуете, кому смогли бы доверить ваше сокровище. А уж если остановитесь на каком – либо варианте, не придирайтесь к мелочам, не критикуйте воспитателей и детский сад при ребенке, демонстрируйте только положительное отношение. И у вас, и у вашего малыша должно быть ощущение уверенности в том, что вас ожидают приятные перемены.

Как выбирать детский сад: 5 основных критериев выбора садика

Вы правы, когда задумываетесь о том, что в каждом детском саду при встрече будут говорить самое хорошее, а что окажется на практике, не известно. Советуем вам при выборе детского сада обращать внимание на следующее:

Каково соотношение количества детей и взрослых в каждой возрастной группе. Общеевропейский стандарт – 1 взрослый на 5-6 детей. В государственных ДОУ вы такого не найдете, количество детей в группах колеблется от 15 до 30, в лучшем случае с детьми работают одновременно двое взрослых. В частных детский садах европейский стандарт выдерживается почти всегда.

Каков статус учреждения (ухода и присмотра, оздоровительной или коррекционной направленности, центр развития, др.), какова общая концепция, по какой образовательной программе работает детский сад, включены ли в нее здоровьесберегающие и оздоровительные технологии. Эту информацию вы должны соотнести со своим собственным представлением об образовательных задачах для своего ребенка и выбрать то, что ему наиболее подходит.

Попросите заведующую показать вам 1 – 2 группы. Обратите внимание на то, как они обустроены, достаточно ли игрушек, книг, материалов. Самое главное – чем заняты дети: они вовлечены в игры, в деятельность, в группе деловая и творческая атмосфера или все сидят смирно – чинно и «слушают тишину». Приоритеты отдавайте тому детскому саду, где из музыкального зала доносится музыка и пение, дети активны и радостны, персонал приветлив и улыбчив, педагоги ориентированы на открытость в отношениях с родителями.

В хорошем детском саду должно быть чисто: чистый пол повсюду, чистые стены, двери, окна. Принюхайтесь: в ухоженном помещении не будет неприятных застоявшихся запахов. Присмотритесь: нет ли признаков разрухи, долгого отсутствия ремонта. Есть ли место для прогулок, каково состояние участка?

Если окажется возможным, побеседуйте с потенциальной воспитательницей вашего ребенка или хотя бы посмотрите на нее со стороны. Она приятна и корректна в разговоре? Ласково обращается к детям? Приглашает вас побыть в группе вместе с ребенком? Внимательно выслушивает вопросы детей и обстоятельно на них отвечает? Она не на высоких каблуках и не в короткой юбке. Это уже много! Запомните, как ее зовут!

Надеемся, что предложенные рекомендации помогут успешно адаптироваться в новой жизненной ситуации не только детям, но и родителям!