Как-то один из постоянных слушателей моих семинаров пришел на очередное занятие явно не в форме: рассеянный, отвечал невпопад…

— Что с тобой, Сережа? — спросила я его, — что-то ты сегодня никакой.
— С женой всю ночь ругались, — мрачно ответил Сергей.
— Что ж ты так, — посочувствовала я, — надо было применить метод де Боно.
— Это как? — заинтересовался Сергей.
— «Шесть шляп мышления» помнишь?
— Помню. Ну и что?

Наверное, моя уважаемая читательница, вы тоже сейчас спрашиваете: «Ну и что? И кто это вообще, де Боно? И причем тут шляпы? Сейчас все объясню.

Доктор Эдвард де Боно — один из очень немногих людей в истории, про которых можно сказать, что они сильно повлияли на то, как мы думаем. Он сумел поставить такую таинственную область, как творчество, на солидную научную основу и при этом ухитрился сделать из сухой теории практические выводы, доступные всем, от пятилетних детей до взрослых. Но главное, конечно же, не доступность его методик по организации мышления, а то, что они работают! Недаром такие мощные корпорации, как, например IBM, Du Pont, Prudential, AT & T, British Airways, British Coal, NTT (Япония), Ericsson (Швеция), Total (Франция) и другие, вовсю используют методы де Боно с явной пользой для себя.

Попробуем и мы извлечь пользу, но не для того, чтобы преуспеть на работе, а для того, чтобы укрепить наше семейное гнездо.

Для этого замечательно подходит метод, который называется «Шесть шляп мышления». Основная концепция метода такая:

Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности:

  1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.
  2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: «Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше».
  3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.
    А теперь вспомните себя в пылу спора: вы ведь чувствуете именно это — переполняющие вас эмоции, беспомощность, оттого, что вы не можете доказать свою правоту и мешанина в голове от всех невысказанных ранее упреков!

Де Боно в своем методе предлагает справиться с трудностями простым способом: разделить различные аспекты мышления, мысленно (или в реальности) надевая на себя шляпу определенного цвета, как символ определенного состояния ума.

В белой шляпе мы обращаемся только к фактам, в красной — только к эмоциям и интуиции, в желтой — ищем все положительные моменты, а в черной — только критикуем. В зеленой придумываем что-то новенькое, а в синей руководим процессом. Кажется, просто игра, но результаты — поразительные!

Попробовали и мы на семинаре «надеть» шляпы, только, разумеется, не так строго определенные, а — кому что и как нравится. И вот, что из этого получилось:

Сергей:

Мы с женой договорились, что у нас будут две шляпы, черная и белая. И теперь, когда жена начинает «пилить» меня, я не раздражаюсь, а просто прошу ее сменить шляпу. Она понимает, что слегка перегнула палку и возвращается к нормальному тону.

Ирина:

А мы завели себе несколько шляп. Мужу больше всего нравится зеленая, она у нас символизирует секс. Например, звоню я мужу на работу. Ну как сказать ему, что я его жду, что я его хочу — вокруг же люди. Вот я и говорю, что вечером одену зеленое платье, или приготовлю зеленый горошек на ужин. А муж уже понимает, ведь ключевое слово «зеленый» было произнесено. И мчится домой на всех парах. Такая вот у нас игра.

Майя:

У меня сын любит придумывать невесть что. А одергивать его не хочется, говорят, пострадает самооценка ребенка. И мы придумали голубую шляпу фантазии. Только сын начинает завираться, я ему говорю: «Ой, что это у тебя такая шляпа голубая». Это и не обидно, и весело, и доходчиво.

Эх, если бы можно было все семейные конфликты решать так: «не обидно, весело и доходчиво»! Но, может быть, попробуем?